Прикладная маскология – Шоколадная Гигафабрика и её нарисованные друзья

Ведь у любви у чьей-то села батарейка

Последнее редактирование статьи – февраль 2022

Развитие необходимо всем. И даже начинающееся как собираем эксклюзивные электрические спорткары из чужих деталей, электротранспорт вообще дешёвый, но у нас вся маржа будет на том, что мы позиционируемся как элитарный предмет потребления предприятие Tesla Motors тоже когда-то должно было начать думать о том, что надо делать что-то, помимо сборки.

Впрочем, вышло как обычно.

Так как в собственности Теслы был только завод во Фремонте, мощности которого и так были полностью использованы на сборку машин из готовых комплектующих, то разворачивать новое производство на нём было банально негде.

Кстати этот завод, да и производство на нём – также не собственная разработка Теслы; до 1982 года это был сборочный цех General Motors, потом в 1984 году завод передали совместному предприятию GM и Тойоты под названием “NUMMI” (New United Motor Manufacturing Inc), которое было организовано с целью чтобы General Motors поучился у японцев эффективному производству. Предприятие просуществовало до 2009 года, после чего завершило свою задачу (помог кризис 2008, выкосивший американский автопром) и готовый автозавод – притом именно сборочные конвейеры, т.к. у предыдущих владельцев на этом месте тоже ничего из комплектующих не производилось – перепродали за символические деньги Тесле. На каких условиях – история умалчивает, но Тойота стала одним из совладельцев Tesla Motors Inc, т.е. получила долю в предприятии.

Несколько лет с момента начала деятельности Тесла полностью и на 100% сидела на чужой комплектухе, собирая из неё автомобили в прикупленном для этой задачи готовом сборочном цеху. Да и до сих пор сидит – гигафабрика-то не выпускает продукцию в объёмах, достаточных хотя бы для покрытия спроса со стороны Model S / Model X / Model 3.

Кстати, этот же завод был самым крупным в Калифорнии несколько десятков лет – потом, когда в 2008 году из-за кризиса американский автопром массово позакрывался, несмотря на чудовищные гос.дотации и льготы, завод во Фремонте стал самым крупным автозаводом в нескольких штатах. Это так, к слову – ну, если увидите про как Тесла построила крупнейший в Калифорнии завод. Он и до продажи Тесле был самым крупным в регионе, и тоже собирал машины – Тесла развернула производство за единичные месяцы, не имея стажа оного производства, просто купив чужой готовый сборочный цех.

Итак, вернёмся к нашим баранам. Назрели изменения.

Идея

Стартовое упоминание о фабрике – которую сразу же было решено называть Гигафабрикой, чтобы не размениваться на мелочи – появляется в конце 2013 года. Именно в те времена инсайд из Теслы говорит о том, что Маск вместе с представителями фирмы Panasonic ездит по Флориде и ищет место для строительства завода по производству батареек.

Выбор Panasonic как партнёра очевиден тем, что Panasonic изначально и поставлял элементы 18650 Тесле – всю её, так сказать, недолгую историю. Плюс у Маска нет компетенций по производству аккумуляторов, поэтому очевидно, что надо чтобы кто-то привёз своё оборудование и всё организовал.

Вот здесь можно ознакомиться с любопытной новостью о том, что фабрику Panasonic в Пекине (это, для маскофилов – Китай) планируется закрывать в 2015м, потому что у Panasonic “скоро открывается своё производство в США”:

Panasonic Corp. will close a lithium-ion battery factory in Beijing due to deteriorating profitability amid stiff competition with South Korean rivals, sources close to the matter said Wednesday.

The major Japanese electronics-maker will end production later this month at the earliest and lay off about 1,300 workers at the plant.

The Beijing factory produced batteries for computers and smartphones. It was launched in 2000 by Sanyo Electric Co., which became a subsidiary of Panasonic in 2009. Panasonic currently operates two other factories in China to manufacture and assemble batteries.

Panasonic plans to focus its resources on electric accumulators and batteries for use in vehicles, counting on growth in demand for the products.

The Osaka-based company is aiming to expand its sales of batteries for vehicles by 1.8-fold to ¥700 billion in fiscal 2018 compared with the fiscal 2014 level.

It has been aggressively investing in battery operations, such as a joint project with U.S. electric vehicle maker Tesla Motors Inc. to set up a large factory in the United States to make lithium-ion batteries.

, ну или в варианте на других сайтах:

Japan Times reports that on 26 August, Panasonic Corporation has announced that it will close its lithium-ion battery factory in Beijing due to deteriorating profitability. The closure is likely to take place by end of this month with layoff of about 1,300 workers in the factory.

This Beijing factory of Panasonic deals with various consumer and professional products along with rechargeable and disposable batteries. These batteries are mainly used for computers and smartphones. As per mmc-news.com, Panasonic has been investing highly on battery operations, which is evident in its joint project with U.S. electric vehicle maker Tesla Motors Inc. It plans to set up a large factory in USA which will produce lithium-ion batteries.

Lithium batteries are used to power larger devices, such as electric cars, aircrafts and telecommunication devices such as mobile phones, smart phones, tablets, and laptops.

Видите, всё честно и никто ничего не скрывает – да, на фабрике в Пекине делались элементы для Tesla, а теперь у Panasonic будет свой завод в США, где батарейки будут поближе делаться для этой задачи. Закрытия, кстати, не произошло, потому что Гигафабрика толком и не заработала, но про это дальше.

Итак, Тесла – просто один из покупателей продукции Panasonic; элементы 18650 сверхраспространены, поэтому вполне логично, что когда выбираемый объём продукции Panasonic достиг определённого масштаба, стало понятно, что можно сэкономить, если производить их рядом, а не таскать из Китая.

Но своих технологий даже для такой штуки, как аккумуляторный элемент 18650, у Теслы нет, да и не было никогда. От сборки продукта из частей – что год, что несколько – технологии производства этих частей – не возникают. Более того, у Теслы на момент начала эпопеи с Гигафабрикой нет тех объёмов, при которых вообще выгодно всё это затевать – за всю свою историю она произвела 100 с лишним тысяч автомашин (столько китайский BYD производит за один год). Строить завод ради того, что дешевле покупать готовое контейнерами – нет смысла.

Выход был очевиден – надо перетащить завод Panasonic поближе. Сбыта в США для батареек – навалом, страна большая, локальное производство батареек убьёт всех конкурентов Panasonic хотя бы за счёт логистики и лейбла “Произведено в США”.

Но США не горит желанием строить у себя японский завод. Поддержка своего производителя, всё такое – и поэтому логичный выход – построить завод Panasonic, который назывался бы американским, а попутно ещё и собрать всевозможные льготы, потрясая табличками экологично!, хайтех!, рабочие места для местных! и подобными.

В таком заинтересованы все – и Илон Маск, и фирма Panasonic, и участвующие в крутой движухе чиновники США. Перебирается более сотни (!!!) мест для потенциального завода. Раскрученная на хайтех-сказках поп-персона приходит к правительству штата Невада, а после и к федеральному, рисует графики и показывает презентации (ну и конечно же, подмигивая, обещает не забыть помощь лично участвующих чиновников), и в результате выбивает кучу льгот – от льготной цены за электричество (это в сказках же Гигафабрика окружена ветряками и покрыта солнечными батареями, а в реальности к ней кабель от местной энергокомпании идёт) до вам будет предоставлено 20 лет аренды земли по ставке 0.00$, ссылаясь на хайтех, экологию, рабочие места и так далее.

В сентябре 2014 точка нахождения Гигафабрики официально фиксируется и начинаются потоки рекламных заявлений.

Краткий перечень таков:

  • На заводе будет 6500 высокооплачиваемых рабочих мест для местных жителей (The project will produce 3,000 construction jobs in the near term and 6,500 full-time employees to be paid an average wage of $25 an hour with benefits), плюс появится ещё около 16 тысяч рабочих мест на связанных производствах (It will generate another 16,000 indirect jobs from satellite and related businesses.).
  • Завод будет по площади больше чем все остальные заводы по производству аккумуляторных батарей, вместе взятые.
  • Завод получит 1.25 миллиарда долларов от правительства через налоговые льготы ($1.25 billion in assorted tax incentives) и будет это продолжаться более 20 лет (!!!).
  • Штату Невада за свою “победу в конкурсе” надо будет вложить ещё пачку долларов (That’s more than double what Tesla has said the state that wins the gigafactory will have to invest in the project to make batteries for its upcoming Model 3 electric car);
  • Помимо всего этого, Тесле – именно фирме Тесла, а не Гигафабрике, которая отдельное юридическое лицо – будут на 10 лет предоставлены налоговые каникулы в штате Невада (And before construction can start, Nevada’s lawmakers must approve it. They will convene in special session as soon as Wednesday to consider the deal that will allow Tesla to operate in Nevada essentially tax free for 10 years.)
  • Земля под фабрику достаётся Тесле бесплатно;
  • Ну а Гигафабрика в ответ увеличит ВВП штата Невады более чем на 20%, и ВВП США на 4%.

Объём льгот такой, что губернатор штата Невада, Brian Sandoval, вынужден в явном виде оправдываться, мол, да это всё окупится, стопудово. То есть изначально понятно, что что-то дофига всего – и льгот, и вложений – при нулевых гарантиях результата и сверхвысоких ожиданиях:

We’ve talked for a long time, asked, does this incentive package meet the test: Is it good for Nevada? Sandoval said on the Capitol steps before more than a dozen TV cameras and an estimated 400 people gathered beneath elms more than a century old.

I know many of you are asking the same question, he said. But without hesitation, I say emphatically yes, this is a great investment — more than $100 billion in economic impact to Nevada over the next 20 years. Get your arms around those numbers, Sandoval said. This project will result in $80 of economic impact for every one dollar. Even the most skeptical economists will agree this is a strong return. Yes, my fellow Nevadans, it meets the test. It exceeds the test.

Ценник на фабрику целиком определяется Маском в примерно 5 миллиардов долларов США.

Из них Panasonic вкладывает 1.5 – 2 миллиарда, ну а во сто миллиардов долларов (!!!) оценивается экономический рост Невады.

Безумные и числа, и обещания. Как всё это произойдёт благодаря заводу по производству батареек Panasonic – загадка. Откуда возьмутся такие прибыли у перманентно сидящей в убытках Теслы – тоже.

Если пробежаться по списку обещаний, то непонятно одно – где межпланетный шахматный турнир?

Вокруг анонса гигафабрики начинается брожение умов, подогреваемое супер-картинками:

Декларируется, что всё это будет построено уже в 2016 году, это будет одно из трёх крупнейших промышленных зданий мира, всё будет роботизировано, и кругом – “чистая” энергия в виде солнечных батарей и ветряков.

Количество охов-вздохов на общую тему господи какая же роскошь как же всё успешно и ослепительно, а ведь в этой-то стране такого никогда не будет – предсказуемое:

Четвертая промышленная революция наступает.

Проектная мощность увеличена в 3 раза, а именно до 150 ГВт в год (достаточно для 1,500,000 автомобилей и останется для солнечной энергетики), а сроки ввода ускорены на 2 года по сравнению с первоначальным планом.

Завод строят в США, автоматизированно будет все что можно автоматизировать, а роботы делают производство дешевле чем самый нищий китаец. Те страны, которые сейчас вкладываются и имеют технологии робототехники будут процветать, остальные жить как обычно в г..не.

Расчетная мощность фабрики это четверть экономики РФ в год. То есть 6000 рабочих в США производят примерно то же что и 35 млн россиян.

И такого – тьма. Всё крутится вокруг обсуждения декларируемых как “в принципе возможные” параметров, только фантазируя про то, что они все уже достигнуты.

А вот так выглядит официальная презентация проекта:

(осторожно, через семь с лишним лет после события восторженные комментарии читаются как сценарий юмористического шоу)

В общем восторги и сладкие мечты о мегаперспективах, хотя масса очевидных нестыковок сразу же просто-таки режет глаз.

Супер-экологичное производство, всё покрытое солнечными панелями, зачем-то нуждается в льготной цене на электричество и кабеле от местной энергетической компании.

Бесплатная земля для Теслы выливается в крепкий коррупционный скандал с личным интересом вполне конкретных людей на тему чтобы типа для перспективного завода штат и землю выдал, и дорогу проложил, ну а дорога заодно ведёт к тем местам, где у меня бизнес-интересы.

Супер-роботизированное производство зачем-то нуждается в минимум 6500 сотрудниках на полный рабочий день – при том, что выпускаться должны единичные артикулы продукции. Выходит какая-то странная автоматизация – на уровне даже пониже, что и у обычного завода Панасоника. Неужели элементы 18650 будут вручную в кассеты-то вставлять? Очень на то похоже, иначе, пардон, зачем столько тысяч человек именно персонала, который будет в цехах (не считая административного)?

Странности добавляет декларирование вида Супер-роботизированное производство сделает всё дешевле самых дешёвых китайцев, но почему-то себестоимость батарей предположительно упадёт лишь на 30% – при таком огромном опте (заявляется, что предприятие будет в одно лицо покрывать 40% мирового производства аккумуляторов), и такой сплошной экономии по всем фронтам (своё электричество) – как так мало-то? Ну, если всё будут делать роботы, всё хайтеховое, и по сравнению с “отсталыми другими вариантами” – и выигрыш менее чем в треть себестоимости?…

Себестоимость самого проекта предприятия также по итогам становится чудовищной. Выходит что государство даёт льготами почти 4 миллиарда долларов США, плюс бесплатная земля, плюс нуль налогов на два десятка лет. Плюс льготы для других структур Теслы. Ещё под два миллиарда от себя добавляет Panasonic (но не деньгами, как понятно, а списанным из Китая оборудованием, оцениваемым в хороший прайс – Маску приходится соглашаться, деваться ему некуда, сам он разработать такое не может). В чём именно вложение Теслы, если у неё нет своих технологий по части батарей, а также навыков производства оных? Если всё оборудование, которое ставится на фабрике – это оборудование Panasonic? Уж не в откатах ли за “пробили задёшево японскому крупному предприятию площадку в США”?

Что такого за эти деньги должен делать завод-то, батарейные блоки, набираемые из типовых элементов? Да ну? Откуда такие затраты, если кругом хайтех, и этот хайтех уже есть, и разработан?

Проходят годы брожений и обсуждений, интересное начинается разве что в 2016м, когда пора что-нибудь показывать.

Гигафабрика, 2016й год

Первое ожидание открытия Гигафабрики начинается с июня 2016 года. Ждут всего задекларированного, чтобы посмотреть – ведь в планах Теслы официально строительство фабрики должно было завершиться в 2015 году, а в 2016 уже начаться монтаж оборудования Panasonic.

Ударом стал репортаж BBC про открытие Gigafactory в июле 2016 года. BBC пришли за день до “официального открытия” и описали увиденное, а также сделали фотографии.

Вот так вот, напомню, выглядела Gigafactory в рекламе:

Планировалось, что всё это будет в 2015 году, это будет одно из трёх крупнейших производственных зданий мира, всё будет роботизировано, и кругом – “чистая” энергия в виде солнечных батарей и ветряков.

Реальность оказалась проще.

Вот так в реальности выглядит Gigafactory через год после планируемого запуска. Одно из трёх крупнейших зданий мира (разово даже было сказано про второе по размерам в мире) вызывает дружный смех у всех тех, кто видел любой крупный комбинат (типа Новолипецкого). Объекты рядом со зданием дают возможность сравнить и показывают, что очередное, бессчётное по порядку пиар-враньё Маска про уникальные успехи и достижения оказалось тем же, чем и всё остальное. Это просто пустое строящееся здание, где ещё не завершены стены и крыша.

“Хорошо видны” расположенные рядом ветряки и солнечные батареи, так красиво нарисованные в презентации. Ну ничего, от фоток до даты открытия – два дня, наверное быстро прикрутят, точно. Главное, чтобы при прикручивании кабель не перебили, который от местной ТЭС идёт – а то без него “суперэкологичный комплекс” при свечах будет 3D-модельки рисовать.

Внутри тоже уже “готово” производство:

Хорошо видно, что мир вот-вот будет завален миллиардами батареек Powerwall, которые вроде как на этом комбинате и делаться должны. Были.

Но фотографии – это ещё мелочи. Гораздо интереснее то, что пишут в текстах новостей.

Фабрика готова на 14% – это успех, потому что полгода назад она была готова где-то 10-15%.

Фактическая готовность выдаётся фразой о том, что батареи начнут сходить с конвейера уже в следующем году. Т.е. до этого момента что батарейки для Теслы, что настенный Powerwall (ну, обе партии Powerwall под показательные проекты вместе с предприятием родственника Маска, SolarCity) делались в неназванном месте под заказ. Что ж, это сходится с тем, что заказать на тот момент с сайта Теслы “человеку с улицы” настенную батарейку, по сути, невозможно – заказ повисает без ответа. Батареи собираются небольшими партиями, под показушные проекты, из чужих комплектующих (того же Panasonic), и Маск привычно врёт про в любой момент можем завалить мировую розницу поставками, подогревая дефицитом ажиотажный спрос среди технически малограмотной публики (целевая аудитория Илона).

Несмотря на враньё Маска в мае 2015 года на презентации Powerwall про через несколько месяцев каждый сможет спокойно купить, обычный человек может только разместить заказ на сайте, и ему будут регулярно писать “скоро всё будет”. Проект откровенно “не пошёл” – отсюда придумывание про на самом деле Powerwall сверхудачны, их все разобрали, и мы вторую версию батареи готовим – и вот тогда-то всё будет зашибись (см. постулат новой версии). Всё это отлично раскрывается простейшей логикой – у Теслы на тот момент нет ничего, кроме сборочных цехов, и работающей Гигафабрики тоже нет.

После всё это подтверждается официально – единственная точка производства Powerwall начнёт что-то реально делать, по самым оптимистичным прикидкам, в 2017м году – а текущее “открытие фабрики” – для прессы, фактический выпуск продукции не начнётся.

В общем как и предполагалось, и говорилось здесь ещё в 2014 году, Гигафабрика – это завод фирмы Panasonic. Это к вопросу о это предприятие Маска, американское, исключительно супертехнологичное и эксклюзивное. Там такое же оборудование, как и на заводе Panasonic в Китае. Учитывая, что китайскому заводу Панасоника уже несколько лет, всё это никак не тянет на супертехнологичность и эксклюзивность.

Более того, есть рабочая версия, что за счёт американского налогоплательщика и покупателя Теслы Panasonic проапгрейдил свой завод в Китае, а в США поставил снятое оттуда оборудование. Это косвенно подтверждается тем, что на линиях Панасоника в Китае теперь работает очень мало сотрудников – т.е. там резко упала численность занятых при росте выхода продукции, а вот у Гигафабрики как раз декларируется “суперроботизация”, да вот только тысячи человек задействуются на производстве такой штуки как батарейки. Это хорошо объясняется тем, что в Китае более технологичное оборудование, а в США устаревшее, обслуживаемое дешёвыми мексиканскими гастарбайтерами.

Любопытно также изучить фотографии детально. У “самого огромного в мире завода”, который делает батареи весом в центнер, нет подъездных путей для большегрузного транспорта. Завод типа-как-работает (ну, так пишут), а что материалы для сборки, что продукцию (которой ведь вот-вот завалят весь мир), на него и с него, видимо, носят в карманах.

Также на заводе не наблюдается никакой инфраструктуры для тысяч сотрудников – а ведь их надо привозить-увозить, кормить, им нужны рекреационные зоны – не в цеху же им отдыхать.

Куча удивительного, да.

Во всё это вкачано 5 миллиардов прямых инвестиций, плюс огромные дотации (начиная от выбитой бесплатной аренды земли до скидок на электричество – отличная картинка, главному рассказывателю про экологичность приходится клянчить помощь от государства на снижение цены на электричество). По факту дважды сорваны сроки начала производства. На дату “открытия” производство не идёт. Все заявления про гигантизм фабрики и уникальность технологий на поверку оказались враньём. Завод по производству батареек стоит где-то на два порядка меньше, если что.

Соврали, по факту, во всём. А сколько рассказывали про Сто Тыщ Тайных Технологий Маска, Полностью Меняющих Производство Батарей, про супер-роботизированные цеха, про да там себестоимость благодаря американским наработкам раз в 15 ниже, чем в Китае – и закончилось всё тем, что в кратком итоге возврат хайтех-производства в США обернулся многолетней дилеммой – покупать китайские батарейки у южнокорейского Самсунга или китайские батарейки у японского Панасоника, решённой в пользу Панасоника (позже к списку добавится китайский CATL).

Журналистам показали фойе с ресепшн, пустые цеха, где ещё нет стяжки на полу, провели по фиксированной трассе, запретив снимать всё, кроме специально разложенных отдельных элементов вида отдельная батарейка в красиво отдизайненом корпусе, отдельный станок, который вот-вот заработает, и вывели. Такое вот открытие революционного предприятия вышло, да.

Samsung или Panasonic?

Дополнительный удар по ожиданиям наносится в июне 2016го года. Появляется удивительная по всем пунктам новость про переговоры Tesla Motors и Samsung SDI.

Удивительна новость во-первых тем, что на фоне рассказов Мы построим гигафабрику, она почти вот-вот уже построена, да на ней уже секретные батарейки выпускаются, которые мы никому не показываем, да там всё будут делать роботы и всё будет хайтехово-хайтехово до ужаса, ведутся переговоры о… массовой закупке элементов 18650 не только у Панасоника, но и у Самсунга. Как это пересекается с рассказами о сверхэффективной и почти работающей и выпускающей очень дешёвую продукцию Gigafactory – загадка.

Особенно больно бьёт то, что у Samsung SDI завод по производству батареек тоже в Китае (в Сиане, в частности).

Т.е. все крики про Перенесём производства в США! Всё будут делать суперроботы, всё будет супертехнологично, суперэкологично, супердёшево!” перешли в Раньше через Панасоник покупали китайские батарейки, а теперь через Самсунговский филиал будем покупать китайские батарейки.

У данного события, впрочем, есть неприятная для маскофилов, но рабочая версия – Маск понимает, что гигафабрика – фуфло и производить продукцию к сроку не начнёт, поэтому, чтобы хоть как-то начать производство Model 3, заранее договаривается со вторым производителем батареек по части закупок продукции.

Такое вот импортозамещение от успешного американского бизнеса, сидящего на многомиллиардных дотациях. Тут только развести руками, в общем, остаётся.

От всего этого было трудно оправиться, поэтому начались поиски отмазок.

Смена форм-фактора элементов с 18650 на 21700

Для маскофилов ситуация с гигафабрикой оказалась одним из самых сильных ударов. Причина проста – Маск в начале проекта наобещал такое, что многие даже самые упоротые фанаты сочли за нереальное. Поэтому поиск чего-то, что оправдает довраный имидж всё американское, супертехнологичное, продвинутое, а не реальное за попилы и откаты Маск помогает японцам строить завод Panasonic за счёт американских гос.дотаций, шёл всё время.

Ясный пень, отвечать на неприятные штуки вида

А где солнечные батареи и ветряки? На презентации было нарисовано, что всё это будет на экологичной энергии. А сейчас всё от ТЭС запитано. Как так-то? Что мешает рядом поле ветряков поставить, например – их же явно можно параллельно с корпусами заводскими сделать?

никто не хочет. Поэтому были выдуманы различные мелкие “детали успехов”. Вот например:

В сен­тяб­ре ком­па­ния объ­яви­ла о за­клю­че­нии сдел­ки с Southern California Edison на по­став­ку ре­корд­ных 20 МВт (80 МВт⋅ч) ба­та­рей, ко­то­рые будут ис­поль­зо­ва­ны в си­сте­ме бес­пе­ре­бой­но­го энер­го­снаб­же­ния, — сей­час при от­клю­че­нии элек­тро­энер­гии при­ме­ня­ют­ся ге­не­ра­то­ры на ис­ко­па­е­мом топ­ли­ве. Ба­та­реи были со­бра­ны на «Ги­га­фаб­ри­ке» из им­пор­ти­ро­ван­ных ана­ло­гов новых эле­мен­тов пи­та­ния 21700, раз­ра­бо­тан­ных Panasonic сов­мест­но с Tesla. По­став­ку уда­лось осу­ще­ствить в ре­корд­но ко­рот­кие сроки: про­ект, на ре­а­ли­за­цию ко­то­ро­го рань­ше по­тре­бо­ва­лись бы годы, был за­вер­шен менее чем за че­ты­ре ме­ся­ца.

Оставим в стороне рекордный для мира и Галактики масштаб в аж 20 мегаватт и уникальный проект, в котором фирма Маска продаёт фирме брата Маска что-то, притом за деньги штата. Это обычное дело для сверхуспешных коммерческих инициатив – никто же деньги считать не умеет, поэтому только штучные втюхивания в гос.структуры, с публично недоступной документацией по части фактических параметров и стоимостей, спасают “гениальные” проекты. Коммерсанты-то глупые, не понимают своей выгоды, и почему-то за свои деньги супербатарейки, которые суперэкономят электричество, почему-то закупать не спешат. А показательные внедрения – сплошь в госы и с “детали закрыты для прессы, просто насладитесь как красиво”.

В новости встречается оборот “новые элементы питания 21700”, к которому дописывается “разработанные Panasonic совместно с Тесла”, и это начинает раскручиваться. Примерно так:

Там не устаревшие 18650, а новейшие ультратехнологичные 21700, это совсем другое дело – на порядки лучше и качественнее.

Основной акцент в новости – на “уникальных батареях, уникальной ёмкости”. Декларируется “почти удвоенная”.

Минимальное изучение матчасти показывает простую штуку – что новых патентов на химию батарей у Панасоника нет, а у Теслы и подавно. Как же получается, что 1 батарейный элемент стал более ёмким? (оставим на совести Маска, на которой, возможно, ещё есть места, где можно ставить пробы, вопрос о том, как и кем измерялось это “почти удвоенная”).

Всё удручающе просто. Ранее батарейный блок Теслы набивался панасониковскими элементами 18650. Этот код – это размер – 18.6 на 65.2 миллиметра. Производить же на гигафабрике панасоника начали 21700. Это не “более продвинутый элемент” – это другой размер корпуса, 21 х 70 мм. Нового в этом формфакторе ничего нет – эти же элементы уже года с 2012 ставятся в китайских электроскутерах с движками на 96V.

То есть код элемента – 18650 или 21700 – обозначает только физические габариты, а не химию внутри. Это как у обычных батареек – есть АА, есть ААА. Это размеры. Выдавать мы начали делать батарейки с почти удвоенной ёмкостью – вот это прорыв!, тихо умалчивая, что сами батарейки-то стали больше – а следовательно в тот же объём батарейного блока их влезет меньше – это так в стиле Теслы…

Но, возможно, изменение габаритов батарейки – это какой-то хитрый план и прорыв? Увы, нет.

Батарейные блоки не просто так не делают “монолитными”, а набирают из мелких батарей – в силу физики работы оных, плюс имеющейся задачи охлаждения, иметь много мелких элементов – выгоднее, чем один крупный. Иначе бы все давно делали одну большую батарейку нужной ёмкости (для маленьких по габаритам аккумуляторов как раз так и делают – под конкретные мобильники-наушники-часы и прочие гаджеты). Проблема в том, что при форсированной зарядке большие элементы будут соответственно сильнее прогреваться, и схема их охлаждения становится сложнее. Поэтому в тех же электроскутерах блоки по 12V x 24 ампер-часа набираются из элементов 21700, но если надо больше – их делают не ещё больше, а набирают из нескольких. В случае увеличения размера одиночного элемента вопрос охлаждения уже потребует активную схему – а это усложняет и удорожает конструкцию; выгоднее как можно дольше откладывать необходимость создания схемы с активным охлаждением, рециркуляцией какого-то теплоносителя и всякого подобного.

То есть со сменой формфактора одиночного элемента у Теслы с гарантией возникнут проблемы с новым контроллером зарядки и охлаждением – потому что по сути литий-ионные элементы сами по себе простые; сложной является та схема, которая позволит параллельно заряжать их, не вызывая перегрева до воспламенения/детонации.

Также есть проблема износа – если много мелких элементов в батарее, то идёт износ, и параметры – от сопротивления до ёмкости – начинают “плавать”, но в определённом масштабе. Контроллер умеет это определять и при зарядке подавать разный ток на разные банки элементов, а также “понимает”, что например банк номер 3 уже почти разрядился, т.к. у него износ высокий, с него много мощности не забрать. Всё это продлевает суммарный срок службы изделия и увеличивает скорость зарядки и отдачу, но – возможно это только в том случае, когда элементов много и они мелкие. Если же они большие, то при износе их параметры начинают различаться в очень широких масштабах, и контроллер должен быть сложнее.

Но зачем всё это понимать тем, кто чётко уверен, что:

Дураку ж понятно, что 21700 по номеру больше, чем 18650. Поэтому значит технологичнее. Раз в разработке участвовала Тесла, то параметры будут волшебные. Химия ваша ватная никому не нужна, у Теслы всё отлично получится, я в них верую.

?

Январь 2017 года – Завод Panasonic начал работать

Январь 2017 принёс новость об очередном открытии Gigafactory. В силу того, что целевая аудитория маскофилов обладает памятью мотылька, то про предыдущее открытие, июльское, сразу забыли, и в тех же словах, что и полгода назад, стали обсуждать то, как вся мировая энергетика резко перевернётся. В идентичных! Люди с остекленевшими глазами, точно так же, как в 2016, как в 2015, ритмично наговаривали мантры вида

ну вот и всё. ну вот и конец. через две недели акции газпрома будут валяться на улице. мы с ребятами с хабра и гиктаймза уже решили, что продадим родительскую хату и купим батареек, повесим их в лесу на дерево и будем посмеиваясь зарабатывать миллионы. ведь мировая энергетика уже ну вот и всё. это ну вот и всё гораздо нувотивсёвее, чем недавнее. ну вот и началось.

По факту всё просто- на фабрике выпущены первые единицы продукции. С опозданием почти на два года от планов. И это – кто бы удивился, пардон – обычные батарейки фирмы Panasonic.

Панасоник производит продукцию в США – с низкой себестоимостью, благодаря покупке помощи у своего агента Маска. Который, в итоге, Панасонику ещё и денег должен остался. Всё хорошо – у японцев прибыль, у Маска пиар и явная финансовая заинтересованность. Платит американский налогоплательщик.

Гигафакторизация всей планеты

На фоне многократного сверхуспешного запуска главной Гигафабрики (с последующим тайным производством продукции, которую вот-вот покажут, и мир ахнет), Маск не терял темп. Ведь очевидно, что пока идёт поток новостей и инициатив, инвесторы верят, слушают, и не успевают особо глубоко залезть в уточнения про то, а что по факту-то вообще есть.

Поэтому Илон решил забыть, что Гигафабрика одна способна обеспечить более половины мирового потребления батарей и анонсировал вторую Гигафабрику в Европе.

По старой традиции, Гигафабрикой было названо чужое производство – в этот раз была куплена фирма Grohmann Engineering, делавшая оборудование для линий, на которых делались батареи для BMW. После покупки GE была быстро переименована в Tesla Grohmann Engineering, а производственные линии для BMW – в Гигафабрику-2. Всё, в принципе, в рамках давнишней презентации

, на которой Маск озвучил дельную мысль – что проще в перспективе за деньги продавать другим компаниям право называться Гигафабрикой, а что они делать будут, и насколько удачно – в принципе пофигу. Ведь покупают-то давно уже не батарейки, а ощущение сопричастности к бренду, олицетворяющему хайтех.

Разогнавшись на вторую космическую, Маск пообещал ещё несколько Гигафабрик. Каждая из которых будет, как положено, производить более половины нужного всей планете (а то и Галактике) объёма батарей. Просто невидимых и никак не влияющих на мировой рынок аккумуляторов.

Tesla собирается делать существенные инвестиции в Европу — и в США, конечно, — заявил Маск. — Без всяких сомнений, в будущем в Европе будет минимум одна, а может две или три Gigafactory. Сейчас Европа является для нас рынком, но мне кажется, что правильно было бы начать производить там автомобили

Вишенкой на торте из сладкого хлеба абсурда стало заявление украинского чиновника о возможном строительстве завода Теслы на Украине.

В комплекте к новости шли стандартные украинские мантры Мы очень умные, очень работящие, будет сплошная выгода, вы нам за ваш счёт завод построите, а мы всё вывернем что мы такие уникальные и всего добились своим умом – по факту же Тесла даже не стала рассматривать вариант на Украине, сославшись на крайне низкую квалификацию местных кадров (допустим ITшников вообще нет, кроме самого “придонного планктона” в виде грошовых удалёнщиков девопс-эникей профиля, могущих скачивать и запускать скрипты, и берущих лишь “мы в два раза дешевле индусов”), чудовищную коррупцию и глобальную изоляцию – на 2017-й год всем уже было понятно, что Новый Шёлковый Путь пошёл в обход Украины, превратив страну в логистический тупик.

В общем более точно, чем комментарий

Они нашли друг друга.

и не сказать.

Финал поглощения Grohmann Engineering

Любой ценой хапнуть денег, купить чужое и после выдать за свои наработки – это базовый принцип американского хайтеха, с которого начиналась Тесла. Этакое пост-технологическое рейдерство. В конце апреля 2017 появилась очередная иллюстрация этого принципа – провал со “второй Гигафабрикой”.

Основатель и глава поглощенной Tesla компании Grohmann Engineering покинул свой пост после ссоры с Илоном Маском. Маск считает, что Tesla должна стать единственным клиентом Grohmann, которая сейчас создает для нее высокоавтоматизированную фабрику. Глава Grohmann настаивал на том, чтобы учесть интересы прежних заказчиков, в том числе Daimler и BMW, конкурирующих с Tesla.

Топ-менеджер Tesla Клаус Громан (Klaus Grohmann) был вынужден покинуть компанию после скандала с гендиректором Илоном Маском (Elon Musk). Об этом со ссылкой на инсайдерскую информацию сообщило информационное агентство Reuters. Громан был основателем и главой немецкой компании Grohmann Engineering, которую Tesla поглотила в ноябре 2016 г.

Причиной ссоры Громана и Маска стало желание последнего, чтобы Grohmann Engineering сконцентрировалась на проектах Tesla в ущерб своим прежним клиентам. Среди унаследованных заказчиков фирмы есть непосредственные конкуренты Tesla, в частности, Daimler и BMW, пишет Reuters. Несогласие относительно того, как теперь обращаться с этими заказчиками, и вызвало скандал, сообщают инсайдеры.

Кроме того, в число клиентов Grohmann входят производитель техники Bosch, производитель процессоров Intel, а также крупнейшие фармацевтические компании: американская Abbott Laboratories и швейцарская Roche. Инсайдеры сообщают, что с некоторыми клиентами Tesla уже начала переговоры о том, как компенсировать им недостаток внимания к их проектам.

В момент поглощения Tesla отзывалась о Громане и его компании как о «мировых лидерах высокоавтоматизированного производства». Предполагалось, что Громан сохранит свое место во главе Grohmann Engineering, переименованной в Tesla Grohmann Automation. «Под продолжающимся руководством мистера Громана, некоторые элементы автоматизированных производственных систем Tesla будут разрабатываться и производиться в Прюме», – сообщала Tesla. Громан имеет в отрасли репутацию гениального конструктора с высокой способностью к прогнозированию. В целом, и Маск собирался его оставить, и сам Громан не хотел уходить, пишет Reuters.

Редакция Reuters запросила у Громана комментарии по телефону, однако он отказался раскрыть причину ухода, ссылаясь на конфиденциальность информации. «Я однозначно ушел не потому, что потерял интерес к работе», – тем не менее сказал он.

Со своей стороны, представитель Tesla сообщает, что одной из причин слияния Grohmann Engineering с Tesla было желание Громана подготовиться к пенсии и оставить свою компанию в надежных руках. «После того, как фокус сместился на проекты Tesla, мы обоюдно решили, что настало время передать управление следующему поколению менеджмента», – заявляет спикер Tesla.

Руководители Grohmann Engineering, которые подчинялись непосредственно Громану, остались на своих местах, сообщают инсайдеры. Однако часть штата обеспокоена тем, что после ухода директора компания будет всецело зависеть от одного клиента – Tesla. Немецкий профсоюз IG Metall потребовал, чтобы Tesla официально утвердила многолетнюю гарантию трудоустройства сотрудникам Grohmann Engineering и увеличила им зарплаты с целью рассеять тревогу, вызванную сменой руководства.

Прекрасная иллюстрация “быть и казаться”.

Пожилой немецкий главкон, создавший свою фирму и развивший её благодаря отличным решениям в области автоматизации, технарь от мозга костей, с домножением на ту самую легендарную немецкую педантичность и аккуратность – и американский мошенник, которому главное заявиться, чтобы громко и шоу, а дальше как-нибудь вырулим.

Клаус ГроманКлаус Громан
(кликните для увеличения до 600 px на 400 px)
Учебный центр Advanced Traininginfo@atraining.ru

Светлая идея по быстрой монетизации вида Давай прокинем всех твоих старых клиентов, а фигли, давай твоё имя помонетизируем, они бабло все равно платить Громану будут, за бренд, а мы им будем по остаточному принципу всё делать наткнулась на принципиальную позицию. От момента поглощения бизнеса не прошло и полугода.

Всё закончилось немного предсказуемо – деньги решают. Старик ушёл, теперь можно будет вгонять бренд в г..но, выжимая наценку из раскрученного логотипа. У Громана на рынке автоматизации позиции хорошие, лет 10 протянет.

У успешного менеджмента из США, где мантра “любой ценой хапнуть, урвать, распродать и перепрятать” навыки есть, для добивания контор любых габаритов – Nokia не даст соврать.

Громана покупали, потому что с “супертехнологиями Маска” неожиданно вышел казус – под рассказы про “всё автоматизированно, всё на роботах, всё хайтехово” скрывается старый завод Тойоты во Фремонте. Все Теслы скручиваются на поточной линии 10ти летней давности, оставшейся от неудачной попытки Тойоты выйти на рынок сборки в США.

Чтобы поднять темп сборки, нужны разработки. Их нет. Враньё про хайтех есть, а конвейер тот же, что и 10 лет назад. Те же латиносы нелегальные привинчивают двери вручную.

Так как понятно, что самостоятельно в рамках Теслы задача не решаема (нет технологий и наработок), покупается немецкая известнейшая контора, занимающаяся именно промышленными роботами. И первым делом гениальный изобретатель Маск предлагает главному конструктору своё главное изобретение – “давай прокинем твоих старых клиентов”.

В сухом остатке ситуации возникают вопросы на тему дальнейших событий. Дело в том, что на покупку Громана завязана задача “как-то раскачать количество выпускаемых Тесл”. Тесла сезон за сезоном врёт про планы и постоянно не может выпустить даже запланированное число машин. Процент брака и количество отзывов машин у Теслы выше, чем у АвтоВАЗа. Постоянные попытки выжать из старого тойотовского сборочного цеха супер-результаты приводят лишь к проблемам.

И теперь Громан – один из символов той эпохи, кстати, когда “ну это же немецкий станок, это немецкая поточная линия, она может работать 10 лет без перерыва, с околонулевым браком, там всё продумано”, уходит из приобретённой Маском Grohman Engineering и делает новую фирму. Фамилия у него достаточна для того, чтобы решить все вопросы. Это уровень “Фильм снимает Спилберг” – какая разница, в общем, в какой киностудии? Громан перетащит ключевых сотрудников (там уже началась забастовка), а Маск будет дораспиливать и распродавать то, что осталось. Спешно переименовывая наработки Громана в “уникальные разработки Теслы”.

Но ничего. Я уверен, что сайты гуманитариев типа хайтех.фм и хабра через полгода будут писать про всё, что делала фирма Громан, как про личное изобретение Маска. Как уже было с PayPal, например.

Проблема здесь на уровне концепции, я про это писал 100500 раз. Как только имитировать хайтех стало финансово выгоднее, чем развиваться, развитие стало обречено. Стариков Громанов спишут, посмеиваясь “да чё ты тужишься, чё ты там детали прорабатываешь, главное продажи”, и будут годами перерисовывать презенташки, ища такую комбинацию букв на слайдах, чтобы продажи поднялись. Через лет 20 Громан умрёт, а Маск напишет твит “Я многому научил его за те краткие моменты, когда мы работали вместе – даже фирму назвал в честь него, Громан Инжиниринг”, и этот твит ретвитнут многие.

Отдельно хочется заметить, что сайт Громана уже редиректит на заглушку “в стиле Тесла”. Весьма показательно – ещё ничего не сделано, всё расхерачено, но сразу готов landing page с логотипчиком. Первым делом. Прямо вот иллюстрация к “посетители курсов быстрого заработка в Интернете дорвались до власти”.

В итоге логотип изменили, упоминания про Громана убрали:

и тихо слились:

Вы не найдёте немецкой Гигафабрики в упоминаниях за последние несколько лет – после провала (основная часть персонала ушла к Громану) затеи предприятия как бы и не существует. А то вдруг вопросы появятся, вида “ну как, в 2016 году прикупили огромную фабрику по автоматизации, всё готовое, говорили что в десяток раз производительность труда на заводах Теслы вырастет, всё роботы будут делать – ну и где это всё?”.

Унылый финал

На начало 2019 года ситуация условно зафиксировалась.

Гигафабрика в Неваде – это завод фирмы Panasonic. Он, благодаря тому, что Маск выбил кучу льгот и дотаций от правительства США, теперь производит на территории США свою, японскую продукцию с низкой себестоимостью и нулевыми ввозными пошлинами.

Все картинки про “Как Гигафабрика красиво стоит среди ветряков и солнечных панелей, производя всё чистое и белое, вырабатывая электричество” завершились предсказуемо – Гигафабрика – один из крупнейших потребителей электроэнергии в районе, никаких супертехнологичных панелей и ветрячков нет. Они невыгодны даже если сам их производишь.

Все рассказы про “Да там всё будет на роботах и Особых Маскотехнологиях, а поэтому постоянно удешевляться и оптимизироваться” также оказались враньём – одних только официальных рабочих – именно рабочих, которые стоят на ручной сборке – более восьми тысяч. И это не считая нелегалов, которых Маск любит нанимать. Никакой особой автоматизации нет, обычная для Маска показуха с дешёвым ручным трудом гастарбайтеров. И это – с 2016 года, никакого “удешевления и оптимизации” также нет.

Рассказы про “Гигафабрика будет самым большим производством в мире” и “Покроет половину мирового объёма батареек” также куда-то запропастились.

Что-то странное получается и с тезисом “Гигафабрика – это собственность Маска и точка, это его завод, его актив”. Потому что нигде в фин.отчётности не фигурирует прибыль от Гигафабрики – а вот у настоящего владельца, Panasonic, всё с этим хорошо.

На фоне этих “успехов” тема с клонированием Гигафабрик – по сути, с продажей этого бренда – подпритихла. Заявленные в 2017 году новые 4 Гигафабрики тихо испарились. Впрочем, одна – в которую спешно переименовано локальное сборочное производство в Китае – всё ж будет строиться. Схема там очень простая – т.к. у Теслы нет своих технологичных комплектующих, и всё собирается из чужих, то сборка прямо в Китае выгодна и снизит себестоимость за счёт нулевых ввозных пошлин и упрощения логистики. Все равно ведь из китайского собирать будут. А так как в договоре зафиксировано, что условие производства – это закупка комплектующих только на местности – то вся прибыль будет оставаться в Китае; Маску просто будут выставлять нужный уровень цены на комплектующие, зная, что нигде больше он их не купит, а сам произвести не сможет – технологий-то нет.

Никаких секретных прорывных технологий производства, уникальных по характеристикам батарей и прочего в итоге не вышло. Просто Panasonic вышел на американский рынок элементов питания, вполне обычных, ну и часть их продаёт Тесле для автомашин. Тема с уникальными прорывными настенными батарейками Powerwall тоже сдохла, поэтому особые мощности завода Panasonic на удовлетворение спроса в элементах питания для Powerwall не расходуются.

Ситуация на 2022 год

Гигафабрика, великая и ужасная, за прошедшие с момента дополнения этой статьи четыре неполных года, удивительным образом практически пропала с радаров.

Казалось бы – такой суперпрорыв, такие супертехнологии. Прибыль 80 баксов на каждый вложенный доллар, примерно половина мирового производства батарей. И тишина. Видимо скромничают ребята, чтобы не шокировать мир суперуспехами в привычном для Маска формате.

Так-то движения есть – Panasonic отчитывается об объёмах производства, в 2021 году даже про получение первой прибыли, ну а Маск анонсирует расширение производства (к 2022 году, т.е. уже неудачно), борется с наркоторговлей на Гигафабрике, где в силу того, что работает масса нелегалов, промышляет целый наркокартель (тоже неудачно), шпионит за бывшими сотрудниками (потом откупается от них), но в общем и целом всё и всем понятно.

Гигафабрике восемь неполных лет; то, как она завалила весь мир сверхдешёвыми сверхтехнологичными батарейками, кардинально изменив мировую энергетику, думаю, видят все.

Итог

Типовой для Маска эпичный слив по всем пунктам.

Проект не достиг ни одного из заявленных качественных – будут сверхтехнологично и сверхдёшево производиться сверхтехнологичные батареи по уникальным теслатехнологиям, которые перевернут мир энергетики – и количественных – огромные объёмы, уровня 40% мирового производства, самое большое промышленное здание в мире, благодаря огромной массовости производства всё самоудешевится и электрокары станут доступны по цене буквально всем, подешевев в пару раз исключительно из-за аккумуляторов Гигафабрики – параметров.

Что ж, на этой ноте можно заканчивать. Ведь на самом деле – всё хорошо. У японской фирмы Панасоник, благодаря американской коррупции, появился вход на локальный рынок США – крайне закрытый и сложный, подчеркну. Батарейки – штука полезная и ценная. Удивительное дело – при такой пачке льгот, дотаций, подарков в виде земли и нулевой налоговой ставки, и криков про супертехнологичность производства – вот при всём этом и при декларировании “производство уже давно и успешно идёт” – розничная цена на Теслы почему-то не уменьшилась, а даже наоборот. Парадокс.

Ну, а то что ни с какими технологическими прорывами по факту ничего не вышло – так это ж и есть та самая главная тайна фокусников. Они ж не обещают, что карты действительно появятся в пустой руке, а кролик – в шляпе.

Они дарят сопричастность к чуду.

За счёт зрителей, конечно – ну, а когда было иначе?


Это - статья из мини-цикла "Прикладная Маскология", в котором есть и другие: