Прикладная маскология – Тесла: Автопилот, не являющийся автопилотом

Последнее редактирование статьи – февраль 2022

Чем дальше человечество запутывается в жизни, тем сильнее взоры обращаются к god in the machine. Фантасты любят робосудей и прочие штуки, которые будут справедливыми by design, потому что на людей надежды в этом плане никакой (проверено).

И чем публика инфантильнее, тем надежды на то, что кто-то большой и всемогущий – а главное суперправильный – прийде, порядок наведе, всё правильно сделает, и будем жить-поживать, да добра наживать – масштабнее.

Тема с автопилотом Теслы – как раз прекрасная иллюстрация того, как всё это работает и помогает увеличивать сбыт вполне конкретных изделий.

Идея

Всё стартует в первой половине 2013 года – Илон Маск заявляет, что раз у самолётов есть автопилот, то почему бы его не приделать к автомашине.

Заход прекрасен своей незамутнённой логикой – “если у рыб есть чешуя, почему бы не существовать чешуйчатым тиграм” – но ОК, не будем придираться. Целевая аудитория Маска хавает, и стартует целая эпопея.

Вся суть сверхпопулярности темы в прекрасном, я бы даже сказал изумительно удачном заходе на целевую аудиторию.

Маск выкатил не автопилот, а целую концепцию успешного пассивного бытия. Выглядела она примерно так – это не прямая цитата, это сборка мифа из различных высказываний:

Просто представьте, что вы один раз покупаете Теслу, и всё – спокойно ложитесь на диван и счастливо улыбаетесь. Жизнь удалась.

Ваша Тесла бесплатно заряжается на Supercharger’ах, а ресурс батареи, произведённой на Гигафабрике, огромен – поэтому считайте, что разово вложились и всё, это навсегда.

Тесла постоянно бесплатно улучшается, ведь она как гаджет – на неё выходят обновления софта и патчи, постоянно делая её лучше, эффективнее расходуя батарею, добавляя новый функционал, улучшая и оптимизируя всё, что можно. Повторимся – бесплатно и навсегда.

Все разрабатываемые автопилоты – заведомо неэффективное старьё, они опираются на необходимость использования дорогостоящего оборудования – лидаров – ну а в Тесле умненькие, сразу же всё софтверно сделать решили. Зачем это ненужное громоздкое железо, если достаточно дешёвых китайских ультразвуковых датчиков и камер уровня “как у мобильника”, просто нужен гениальный софт, который всё дальше сам посчитает?

Ваш автопилот придёт к Тесле просто как обновление ПО, и после Тесла сможет таксовать сама.

Вдумайтесь – полностью бесплатная зарядка и обслуживание, практически вечный ресурс батареи, разработанной Маском и сделанной при помощи волшебных теслатехнологий, а значит абсолютно пассивный заработок (рекламный слоган “Пассивный заработок – такой же как ты, но заработок”, пожалуй, стоит запатентовать в целях последующей монетизации аудитории маскофилов), твоя Тесла будет бесплатно таксовать на автопилоте и с утра просто просыпаешься – а она уже у подъезда, автоматически приехала, ночью заработав, а у тебя счёт пополнен с утра.

Как же вам повезло, что вы вовремя вписались в эту тему – теперь точно надо любой ценой купить Теслу, ведь это по сути вложение на всю жизнь, эх, какие же вы умненькие, что это понимаете, ну а остальные… что ж, сидим да посмеиваемся над ними.

Короче такой вот автокуколдинг с электроприводом и культом лежим на диване, ждём чуда, посмеиваемся, как же мы хитренько пристроились, один раз чего-то добиться и всю оставшуюся жизнь в режиме доживания, какое же счастье-то будет, так обожаемым многими современниками.

То, чем закончились что темы с бесплатной неограниченной зарядкой Теслы, что со “всю планету покроет сеть Supercharger’ов со сверхскоростной бесплатной зарядкой”, что с Гигафабрикой, производящей умопомрачительное число сверхдешёвых сверхтехнологичных теслабатарей, примерно понятно.

Поговорим о том, как автопилот Теслы из декларируемого суперпрорывного технологического чуда за десяток лет стал посмешищем.

Версия 1.0

Через год с лишним после заявленного, Тесла начинает анонсировать, что покупатели могут начинать вносить деньги за будущий автопилот. Всё анонсируется в лучших традициях – прикоснись к чуду, будь первым, докажи всем что достоин лучшего, в общем раз аудитория инфантильна и эмоциональна, то по ней и работают как по женской, рекламируя шампуни и кремы.

С октября 2014 года сбор денег стартует, и продолжается год, до октября 2015. Тогда выходит обновление ПО, которое делает возможным работу системы Autopilot, которая – внимание – уже тогда, как чётко пишется, не является автопилотом. То есть парадокс Tesla Autopilot в том, что он ни разу им не был за всю свою историю.

Отгрузившие денежку (пять тысяч долларов, если что), с “радостью” узнают, что во-первых рассказы “да у лохов всё нуждается в оборудовании дополнительном дорогом – у нас, умненьких, всё будет софтверно считаться” неправда, и Autopilot работает не на всех машинах, на которые ставится обновлённый тесласофт, а только на выпущенных с сентября 2014. То есть кто-то уже сразу в пролёте, притом про этот момент никого не предупредили – более того, подчёркивалось именно что “вот у вас есть Тесла, просто софт накатить надо”.

Во-вторых за пять тыщ баксов получается некий прдукт, урезанный от урезанной альфа-версии. Надо доплатить ещё три тысячи долларов, чтобы софт стал Full Self-Driving. И этот Full Self-Driving все равно не автопилот по определению, плюс чётко подаётся как сырая, нерабочая версия продукта.

Финальной добивкой для фанатов стало то, что незыблемый столп веры у маскофилов – тезис “Ну в любом случае это гениальное и прорывное, я покупая получаю сопричастность к технологиям будущего, я выше других людишек становлюсь, умнее и прекраснее” сломался об то, что всю эту штуку – от добавлений в плане железа в Теслы с сентября 2014 года, до софта, делала израильская фирма Mobileye. Это подразделение Intel. В теслах стоял их чип EyeQ3, который решал все нужные вычислительные задачи, были добавлены камеры и датчики, согласно спецификации Mobileye, и весь GUI к их системе также писали разработчики Mobileye. Волшебная маскотехнология прямо со старта оказалась далеко не новой OEM-системой известного на авторынке производителя. Уникальных маскоразработок и маскотехнологий – нуль; чужой софт, чужой серийный чип, чужие датчики и камеры. Этого сам Mobileye и не скрывает, только вот верующие в обязательно прорывной и обязательно самостоятельно разработанный (ну вы знаете, “Маск в гараже с нуля собрал первую Теслу, там же написал на турбо-бейсике Paypal, миллиардер от народа, простой парень”) хайтех это игнорируют. Вот скриншот с сайта производителя:

В итоге как-то нехорошо получается – то есть вносишь 8.000 долларов, получаешь софт для тестирования – вести машину он сам не может, плюс ставится только на достаточно новые (не старше года с небольшим на момент анонса) машины – и у тебя штука, по функционалу недалеко ушедшая (примерно никак) от Adaptive Cruise Control, который Mobileye делала в 2007 году для Volvo, а также BMW и Cadillac. Но это в 2015 подаётся как дорогая, престижная, и отдельно покупаемая фича.

В этот момент первый раз появились вопросы “а не очередная ли это хайтех-перемога в стиле Маска”, которые дальше лишь усилились.

Первые проблемы и жертвы

Формулируется, например, так:

уникальным у Теслы является автопилот, позволяющий водителю не участвовать в управлении автомобилем большую часть маршрута

Автопилот у Теслы только тестируют, в основном с проблемами. Его опция отдельно докупается только на топовых моделях (поэтому с рассказами “У всех Тесл автопилот бесплатный” такое же враньё, что и с легендой про “Все Теслы бесплатно заряжают”, про которую чуть дальше). Автопилот вообще тестируют сейчас больше десятка фирм – от Google и Apple до Audi и BYD, и никакой “уникальностью” тут и не пахнет. В варианте Теслы он вообще для “можно включить на трассе, но руки с руля убирать нельзя”, т.е. по сути чуть улучшенный круиз-контроль, даже функции автопарковки (которую сейчас добавляют в совершенно обычные машины) без докупки отдельной опции – нет.

То, что он недоработан, не останавливает претендентов на премию Дарвина – поэтому Тесла стала мировым лидером хоть в чём-то – в частности, по смертельным случаям с автопилотом. Показательна реакция на новость – несмотря на то, что погибший – известный фанат Теслы, т.е. по сути его гибель – результат супер-активной компании по промыванию мозгов и “верования в святой бренд”, из-за чего он до последнего верил автопилоту – вот несмотря на это всё, большинство комментирующих фанатиков сходятся в том, что “опять быдло тупое село за руль святой непогрешимой уникальной техники”. Поразительная деградация рассудка у сектантов.

Впрочем, скорее всего причина этой аварии – да и множества других с Теслой и недоделанным автопилотом – в том, что на Тесле нет технической реализации нужного для полноценного автопилота оборудования. Если посмотреть на прототипы у Google и других, то видно, что на машине ставится лазерный дальномер – обычно на крышу. Он обеспечивает анализ полной сферы обзора вокруг машины, и очень точен – до миллиметров. На Тесле же обычные датчики ультразвуковые (произведены в Китае), которые разрабатывались для парктроника. Для задачи “не врубиться в забор, паркуясь” они подходят, для задачи “полноценно на скорости идти в потоке автомобилей” – нет. У них хромает разрешение (допуск до десятка сантиметров) и скорость срабатывания, плюс они “видят” в небольшом створе (градусов 30), поэтому ситуация с “фура с высоким просветом” ими не решаема – их делали, ещё раз, чтобы паркующаяся машина “видела” ограждения, которые стоят на месте и находятся на земле.

Чтобы автопилот был полноценным, надо дальномер с хорошими характеристиками – а стоит он сейчас, для тех же гуглкаров, под 70.000$ долларов. И никакими “экологическими” дотациями не покрывается. И разработать его в Тесле не могут – не хватит квалификации – могут только чей-то готовый купить, поэтому ставят то, что получилось подешевле взять, с предсказуемым результатом. Поэтому верить “да они сейчас софт пропатчат, и всё с автопилотом будет хорошо” могут только отборные гуманитарии – впрочем, среди фанатов Теслы их как раз большинство.

Достаточно показательно в данном инциденте и то, как Тесла попыталась пропиариться на этой смерти, подчёркивая, что

This is the first known fatality in just over 130 million miles where Autopilot was activated. Among all vehicles in the US, there is a fatality every 94 million miles.

Что ж, попытка передёргивания фактов для показухи “мы безопаснее, у нас меньше смертей в пересчёте на километры” неудачная – потому что в обычной статистике попадают все поездки, а в ситуации с автопилотом включается он традиционно (более чем в 90% случаев) исключительно на магистралях. Т.е. подключившие его люди обычно вообще не пользуются им в плотном движении и в городе – и, как понятно, в ситуации “130 километров по прямой по автобану” километры бегут резво, а аварийность низкая. А если после приближения к точке назначения, когда автопилот отключится, произойдёт авария – то автопилот уже не виноват, это и логично. В результате статистика “намотанного” километража с автопилотом получается откровенно “синтетическая”, с подгонкой под нужный результат. Полноценное сравнение тут возможно только в том случае, когда будет сравниваться статистика по одинаковым (или хотя бы сопоставимым) маршрутам. А “доехал до автобана, встал в левый ряд, включил автопилот и проехал без аварий со скоростью потока, а потом выключил автопилот перед нужным поворотом” сравнивать с “городским циклом” смысла нет ни по одному параметру – от расхода заряда батареи до аварийности.

Вопрос “кто будет отвечать за смерть конкретного человека, которого ввели в заблуждение рекламными лозунгами про автопилот, который официально ещё не признан оттестированным и работоспособным, но продаётся как опция за реальные деньги” остаётся открытым – и, судя по любви Теслы к платному заминанию подобных инцидентов, виноватым будет тот, кто уже ничего не может опровергнуть.

Впрочем, дальнейшие события развивались по ставшей уже классикой схемы “успешного американского стартапа” – была поставлена задача “любой ценой перебить негатив от автопилота” и в СМИ стали появляться достаточно однотипные истории вида “как автопилот Теслы спас человека”, “как автопилот Теслы перевёл бабушку через дорогу”, “как автопилот Теслы помогает первоклашкам делать домашнюю работу” и тому подобные.

Так, например, популярной является байка про юриста, которого автопилот Теслы спас от смерти, довезя до больницы.

37-летний адвокат Джошуа Нили (Joshua Neally), который является владельцем Tesla Model X, отправился в привычную 45-минутную поездку из офиса домой и включил автопилот. Нили хорошо знал о несчастном случае, но спустя всего неделю после того, как он стал обладателем нового кроссовера, мужчина уже доверял системе автоматического управления. При этом он поклялся переживающей супруге, что всегда будет пристально следить за дорожной ситуацией и держать руки на рулевом колесе.
Проехав несколько километров, Джошуа Нили почувствовал сначала дискомфорт в животе, а затем его грудь пронзила острая боль. Мужчина запомнил, как он позвонил жене, они вместе решили, что ему срочно нужно в больницу. Остаток пути протяженностью около 30 километров он почти не помнит. Автомобиль доставил его к ближайшей больнице, врачи которой диагностировали легочную эмболию и успели спасти ему жизнь.

Речь тут даже не про то, что автопилот Теслы способен держать ряд на хайвее, а задачу “доставь до ближайшей больницы человека без сознания, т.е. вообще не способного вмешиваться в происходящее” не может решить никак. И не про то, что только что официально признанный производителем как “неумеющий самостоятельно тормозить и идти в потоке машин” Autopilot (зарегистрированная торговая марка, не является автопилотом), проехал более 30 километров через город, пригород, и приехал в больницу (видимо, сразу в приёмный покой, ну или врачи в больнице опытные – сразу вытаскивают людей из всех запарковавшихся машин рядом с больницей, ведь счёт времени шёл на минуты). И даже не про то, что профессиональный юрист зачем-то “просто так” рассказал про свою историю болезни – разглашение которой в США выглядит странным, т.к. влияет на кучу вопросов – от страховки до публичного реноме, и является охраняемой информацией. И не то, что в любом случае остановиться и вызвать скорую – с точки времени – лучше, потому что скорая едет быстрее любой Теслы, ведь скорую пропускают и светофоры она игнорирует, а вот автопилот Теслы как раз маневрирует в городе очень неторопливо.

Гораздо интереснее в свете множества фактов, когда Тесла ради имиджа или подкупала тех, кто писал о проблемах с автомобилями, или пыталась их запугать судом, что у предыдущей жертвы автопилота Теслы и у “чудесно спасённого” – одинаковые имена. И если начать искать в американском Гугле про “tesla joshua death” или подобное, то упоминания более нового случая будут вытеснять с верхних позиций ссылки на реальную гибель человека.

Такое вот успешное SEO.

Очередная показательная смерть от Теслы произошла в начале ноября 2016го:

В США водитель и пассажир электромобиля Tesla Model S погибли в результате аварии и пожара   Из Индианаполиса, США поступило сообщение о трагическом ДТП с участием электромобиля Tesla Model S, которое закончилось смертельным исходом для водителя и пассажира. Свидетели сообщили о том, что автомобиль двигался с высокой скоростью, в какой-то момент 27-летняя Кейси Спекман (Casey Speckman), которой принадлежала машина, не справилась с управлением и врезалась в дерево. После столкновения автомобиль загорелся и взорвался, прибывшие на место пожарные 20 минут пытались вызволить пассажира, борясь с пламенем. 44-летний Кевин МакКарти (Kevin McCarthy) скончался вскоре после того, как его доставили в госпиталь.   После столкновения детали корпуса разбросало более чем на 100 м, а пожарным пришлось тушить многочисленные очаги возгорания, вызванные фрагментами аккумуляторной батареи автомобиля.   В опубликованном Tesla сообщении говорится о том, что автопилот в данном случае вряд ли использовался, так как в таком случае скорость бы не превышала 60 км/ч на данном участке дороги. Но, как указывают свидетельские показания и полученные повреждения, скорость была куда более высокой.   В США водитель и пассажир электромобиля Tesla Model S погибли в результате аварии и пожара   Кроме того, специалисты Tesla отметили, что из-за столкновения на высокой скорости и физических повреждений автомобиль не успел передать записи бортового журнала на сервер.
  Очень интересная новость, если разобраться. Первым делом стоит отметить удобство схемы с бортовым журналом – его анализирует ровно одна фирма, Тесла, поэтому аварии делятся на “Разбился насмерть – мы почитали логи и выяснили, что машина не при чём, сам виноват, неправильно рулил и педали путал” и “Разбился насмерть – всё так повреждено, что ничего не доказать”. Варианта “Виновата плохая конструкция машины” или “Ошибка автопилота” просто нет, а никто, кроме Теслы, журнал прочитать не может.   Также показательна ситуация с реальной безопасностью – у Теслы и более слабый и не защищённый от деформаций корпус, чем у обычного авто (ведь несмотря на установку у новых моделей дополнительной защиты днища, в виде титановой пластины, снизившей запас хода и увеличившей массу машины, батарея все равно занимает почти всё днище и малейшее повреждение батарейного блока грозит детонацией), и это стоит жизни пассажирам. Машина получается очень тяжёлой и фактически пассажир “сидит на пороховой бочке”.   Притом, в отличии от киношных штампов “как мощно обычные машины взрываются при аварии”, в реальности взрыв бензобака – штука редкая, бензин чаще вытекает и загорается не сразу. А вот у Теслы ситуация, в связи с литий-ионными батарейками, весьма грустная – после возгорания блок детонирует и горит – детонирует так, что “фрагменты батареи отлетели на сотню метров”, а горит так, что по сути пожарный расчёт не может её потушить и просто дожидается, пока она выгорит целиком. Стандартная ситуация с литий-ионными батарейками – кстати, наглядно разоблачающая миф про “У Теслы особые батарейки с особой химией” – горит-то её батарея идентично обычным литий-ионным.   И что очень плохо – в силу такого расположения батареи возгорание и детонация возможны в любых случаях, даже вида “чуть-чуть задел бортом препятствие”. В отличии от обычной машины, где авария “что-то задел бортом”, при которой Тесла взорвётся, вызовет лишь необходимость небольшого (а зачастую и косметического) ремонта.