Как научиться сетке

Немного про методики обучения

Эта формулировка вопроса – одна из самых распространённых, хотя и других достаточно.

Я расскажу.

1. Цель

Постулат – нет абсолютно никакого смысла делать то, что называют “в принципе погонять в виртуалках”. КПД этого процесса, не обремененного четко сформулированной целью, стремится к нулю, притом со стороны целых отрицательных чисел. Потому что у данного процесса нет продолжительности, критерия завершения и возможности отследить прогресс. “В принципе гонять” можно другое и в подростковом возрасте, с легко визуально различимым критерием завершения. Если Вы хотите чему-то научиться, то надо поставить чёткую цель.

Допустим, это освоение протокола OSPFv2. ОК, даже при поверхностном изучении общего описания данного протокола цель распадается на отдельные задачи:

  • Общее знание протокола IPv4
  • Понимание работы маршрутизации
  • Общее представление о протоколе OSPFv2 – терминология, задачи
  • Понимание логики работы алгоритма, используемого OSPFv2
  • Базовая настройка OSPFv2 (для одного региона) в одной из распространённых реализаций (на выбор, некритично)
  • Настройка всех стандартных возможностей OSPFv2, не входящих в базовые задачи (например, аутентификации и делимого стоимости)
  • Базовая настройка OSPFv2 в более сложных топологиях (несколько регионов)
  • Дополнительный функционал, решающий ряд специфичных ситуаций, возникающих в сложных топологиях (например, virtual link)
  • Оптимизация протокола (время сходимости, суммаризация маршрутов)
  • Настройка взаимодействия с внешним миром (ASBR, E1/E2/Nx маршруты)

Эти задачи придётся изучить, иначе вместо целостной картины Вы получите урывочные знания. Которые в силу того, что “картинка в голове целиком не сложилась”, очень быстро выветрятся, потому что будут представлять из себя отдельные разрозненные факты.

Разумно и адекватно подойдите к оценке своих знаний на стартовом этапе. Нет никакого смысла обманывать себя “ну это я в принципе знаю”. Не знаете, раз “в принципе”. Если Вы полезете сразу, допустим, ко второму пункту, а то и третьему, Вы столкнётесь с кучей логических неочевидностей, которые выльются в крайне простые, но крайне эффективно отсекающие таких торопыжек вопросы на собеседовании, вида:

А зачем нужен вообще протокол динамической маршрутизации, если есть протоколы семейства STP?

При ответе на этот вопрос Вам придётся объяснить, как минимум, про:

  • То, почему маршрутизация и коммутация – разные процессы (объясняем разницу, подробно, получаем вопрос про “почему на L3 есть и коммутация и маршрутизация, а на L2 – только коммутация?”)
  • То, почему критериев выбора next-hop при маршрутизации количественно больше и они разнообразнее, чем критериев выбора получателя при коммутации (это включит объяснение выбора маршрута по длине битового совпадения, административному расстоянию, метрике, балансировке при совпадающем измерении)
  • То, как сосуществуют в одной сети протоколы семейства spanning tree и протоколы динамической маршрутизации

Рассказать всё это, начав “изучение” сразу с “интересного”, не получится. Вы построите свой дом на песке, если не сказать грубее (оценив на 6 и более по Бристольской шкале). “Сэкономленное время на очевидном” выльется в массовые мелкие потери времени на более-менее сложных вещах, и, в конечном итоге – в невозможность выстроить полное понимание какого-то процесса. Вы ничего не сэкономите, учитывайте, что Вы в указанном вопросе разбираетесь плохо (иначе бы не стали его изучать), поэтому всё, что Вы можете – делать всё полноценно. Это самый быстрый и предсказуемый вариант, как бы не хотелось чего-то иного.

Посмотрите вокруг – скорее всего, в поле Вашей видимости будут многие люди, которые годами “в принципе разбираются” в куче вещей, а по сути – обладают достаточно компактным набором одиночных фактов, навыков и утверждений (зачастую ложных). Обучаться они не хотят, ибо “некруто, уже вроде всё понятно”, поэтому двигаться вперед не могут. Понять ложность части своих фактов-навыков-утверждений они не могут, потому что нет у них крепкого базового фундамента и, соответственно, даже при наличии логического аппарата адекватно оценить свои ошибки они не могут.

Зайдите в любой спортзал – там будет пачка людей, которые годами “в принципе нормально покачиваются по Своей Системе”. Они хорошо опознаются по рукам-спичкам, вечному брезгливому выражению лица и жиму в 50-70 килограмм. Они точно уверены, что они легко бы так пожали 200, да просто лень. При этом любой, кто жмёт больше, вызывает у них чёткую отмазку-реакцию – “генетика / на химии сидит”. Даже если на 10 кило больше – всё, обречён. В IT абсолютно та же ситуация.

Ставьте цель, разбирайте её на отдельные задачи и последовательно прорабатывайте их. Схалтурите – заплатите единственным ресурсом, который никак не получится открутить назад и докупить – временем. Сэкономленный час на разбирании сложной и неочевидной ситуации, сопровождаемый аргументами вида “да ладно, редкая ситуация, на практике не встретится, а если что – выкручусь” выльется в комплексное непонимание данной технологии, и неоднократно встретится в более сложных сценариях, создав уже целые нерешаемые ситуации. Поверьте, хочется плакать, когда видишь человека, который с пафосным видом постулирует что-то вида “Я сам готовился по материалам курса Cisco ICND1 3.0, выкинув оттуда все ненужные темы”. Чёрт, ты же ещё только готовишься сдать экзамен в первом классе на знание алфавита, а ты уже вырвал из букваря неинтересные и непонятные страницы, с аргументом “да меня мама когда есть зовёт, я ж её понимаю”. Какие, нах, ненужные темы? Ненужный PPP выкинули? Окей, ставим минус на все темы про VPN – PPTP/L2TP. Ставим минус на 802.1x, ну и как следствие – на авторизацию в WiFi. Ставим минус на сетевой карантин, там без PEAP особо никуда. Ненужный 802.3 с криком “формат кадра я нагуглю если что”? Окей, когда ты узнаешь, что в 802.11 кадров не один, а больше десятка, тебе будет приятно. Когда столкнёшься с всякими 802.3x, PBB и SPB, которые будут подаваться в формате “в отличии от 802.3”, будет ещё приятнее – возвращаться и по-быстрому (т.е. так, чтобы через день забыть) пробегаться глазами по тому, что ты старательно не выучил, опираясь на своё личное экспертное мнение.

А потом ты придёшь на собеседование просить 80-100К, и показательно погибнешь на вопросе “А почему у кадра Ethernet есть не только максимальная, но и минимальная длина?”, после мрачно придёшь домой, сядешь за комп и напишешь, что потенциальный работодатель – пидорас и мудак, спрашивает непонятно что, лишь бы завалить эксперта. Тебе лично непонятное, замечу, но мудак – он, что парадоксально.

2. Средства

Не спешите накупать старое железо с аргументом “Реально Научиться только на Реальном Железе”. От того, что 2611XM будет долго грузиться и жужжать, Вы лучше задавать статические маршруты не научитесь. Железо не дорожает, а только дешевеет, всегда успеете. Когда Вы определились с целью, составьте перечень того, что Вам понадобится из мат.части для обеспечения достижения оной.

Если Вы хотите базово разобраться с работой сети – Вы легко сможете найти тот же GNS3, в котором можно запустить виртуальные устройства в необходимом количестве. Избегайте эмуляторов типа Packet Tracer или Boson NetSim – они не являются полноценным устройством, а лишь имитируют некое подмножество команд и вариантов их поведения. Они адресно заточены под выполнение фиксированного комплекта лаб с предсказуемым набором команд – поэкспериментировать на них не получится. Для хорошего изучения (которое обычно выходит за границы материала авторизованных курсов), такое не подойдёт. Мы, например, в рамках подписки Knowledge Assurance, предоставляем готовые и настроенные стендовые виртуалки для всего, что нужно – это солидно упрощает процедуру начала самостоятельных занятий.

Выберите нормальный источник знаний для обучения. Это важно, потому что классическая ошибка – выбор справочного, а не учебного материала. Коллеги, Вы просто поверьте – изучить по русско-японскому словарю японский язык на многие порядки труднее, чем по учебнику японского языка, написанному для русскоязычной аудитории. Задача справочных пособий – предоставление одиночных фактов тем, кто уже разбирается в материале. Те, кто не разбирается, смогут оттуда подчерпнуть лишь эти отдельные факты, зачастую не понимаемые правильно. Такое сейчас сплошь и рядом – человек скопипастил чьи-то безграмотные выводы, ты задаёшь ему вопрос, чтобы он уловил суть ошибки того, что он цитирует, а он не может понять, потому что он не владеет материалом и отбивается “не, ну написано же, значит правда”. Логика начала 20го века – “в газете печатали, значит правда” – сейчас не работает. Написать могут что угодно, если хочется этим пользоваться – придётся разбираться, включая свою личную голову.

Источник знаний должен быть адресно адаптирован под Ваш формат изучения. Если это самостоятельная подготовка – выбирайте учебные пособия, написанные для самостоятельной подготовки. Учтите, нет цели собрать все мысленные источники, скачать их в отдельный каталог и сесть на него сверху. Этот процесс будет уходить в бесконечность – Вы легко накопаете первую сотню учебников по CCNA за день, а потом можно будет всегда найти ещё. Я знаю многих людей, у которых накачано учебное видео на сотни дней непрерывного просмотра – они сидят на нём сверху, как дракон на сокровищах, и стерегут, периодически докачивая. Ну и понятное дело, они готовятся с понедельника Реально Так Начать Смотреть. Лучше мало материалов, но удобных для восприятия. Если это записи курсов – это должны быть курсы,  специально записанные для онлайн-изучения, а не запись с веб-камеры, висящей в углу обычной аудитории. Вам же придётся стопить и перематывать по сто раз, пытаясь угадать, что сейчас на лабе происходит. Если это онлайн-курсы и Вы не владете английским на хорошем разговорном уровне (не переоценивайте себя – чтение статей в инете и 100%е восприятие на слух – это разное) – Вам будет крайне некомфортно с записью, где преподаватель будет говорить на быстром и хорошем английском. Это опять будет стоп-пауза, либо “в принципе понятно, дальше наверное понятнее будет”. Т.е. опять – потеря времени на том, что выбран заранее неэффективный вариант.

Не гонитесь за брендовостью и ценой. Официальный Учебник Циски (ц) ™ стоит от 220 до 410 евро не потому что он позолоченый или там есть Тайные Знания, а потому что в его цену закопан личный доход фирмы Cisco от обучения. Скан такого учебника наглядно покажет, что ничего волшебного и никаких секретных доп.тем там нет, а есть (о, ужасное откровение!) минимальный комплект материала для сдачи экзамена. Страшная тайна состоит в том, что любой student guide всегда по материалу хуже, чем self-study guide, просто потому что учебник делается для курса, на котором есть преподаватель, который постоянно что-то объясняет, плюс у него можно спросить и уточнить. В случае самостоятельной подготовки такого просто нет, поэтому учебник всегда хуже по материалу, чем пособие по самостоятельной подготовке. Можно банально сравнить объём того и того и убедиться.

Гонка за ценой по логике “дороже, значит точно лучше” вообще в наш век достаточно забавна. Оглянувшись вокруг, Вы увидите массу вещей, цена которых выставлена по достаточно древнему рыночному принципу – она должна быть такой, которую может заплатить покупатель. С характеристиками товара или услуги она уже веками не связана – это называется капитализм. Те, кто предлагает эти товары и услуги, конечно, любят нагонять мистику про Тайные Ослепительные Преимущества, но по сути это никогда не выдерживает даже минимального анализа. Мы это проходим каждый день, когда люди пишут на почту учебного центра примерно одно и то же:

Здравствуйте! Вот у вас курс Cisco ICND2 3.0 стоит 3 тысячи рублей, а у других он стоит более 50 тысяч. У вас больше материала в курсе и дополнительные лаб.работы – почему тогда такая цена? Нам представитель Cisco сказал, что курсы бывают только очень дорогие, дешевле это уже не курсы вообще и такого в принципе не может быть.

Ну ещё бы Вам официальный представитель Audi сказал, что можно ремонтироваться не у авторизованных дилеров, и – о ужас! – дешевле при том же, а то и лучшем качестве. Это ж бизнес, партнёры платят ежегодно немалые деньги, а за это их продвигает основная фирма. Эти деньги – деньги клиентов. Ваши. Поэтому надо зажмуриться и отнести чемодан бабла, ведь “за чемодан-то бабла точно что-то хорошее будет”. Блажен, кто верует.

3. Максимализм

Достижение цели состоит из многих частичных шагов, каждый из которых полноценным достижением не является. В этом суть декомпозиции любой большой задачи на отдельные части, которые меньше исходной.

Максимализм в изучении выглядит обычно так:

  • Ведь скоро (месяц, год, 5 лет – пофигу для говорящего) выйдет новый учебный материал, он будет лучше. Вот с него-то и начну. Смысл-то тратить время просто так?
  • Этот материал не на 100% охватывает нужную тему, а на 85%. Значит его изучать вообще не нужно, ведь не 100%.
  • Начну с понедельника. Реально буду пахать по 4 часа в день (наступает понедельник, получилось только 3 часа – идея забрасывается до следующего понедельника, во вторник уже ничего не делается)

Новый учебный материал выходит постоянно. И, замечу, не всегда он лучше предыдущего. Допустим, когда фирме Cisco стало надо сделать отдельную сертификацию по WiFi, то из остальных курсов были достаточно шустро выпилены/уменьшены кусочки материала по WiFi, которые там были. Причина? Не мешать сбыту новых курсов. Поэтому ситуация, когда какой-то конкретный материал лучше раскрывается на старом курсе – вполне обыденна. Если часов в курсе столько же, а тем стало больше, то старые темы по любому стали поверхностнее.

Ждать же в IT того Нового, которое Лучше, можно бесконечно. Если бы я так подходил к вопросу, допустим, покупки нового компа, и ждал бы Новый Нормальный Процессор, у меня до сих пор не было бы компьютера. :)

Стопроцентность охвата – тоже классическая ловушка. “А, это не Полностью Идеальное Решение, тогда значит оно Вообще Не Нужно” – отличный способ и отмазка, чтобы забить на всё вообще и ничего не делать. Мир взрослых состоит из неидеальных решений и способов работы с ними. Если есть возможность изучить тему по какому-то материалу, который частично покрывает задачи, на которые мы разбили достижение цели из пункта 1 – делайте. Это лучше, чем ждать идеальный материал, который, в общем-то, никогда и не придёт. Мифический рост КПД от работы с неким идеальным учебным материалом никогда не произойдёт, а вот потраченное на ожидание оного время будет с гарантией потеряно.

Ничего не начинается с понедельника. Нет чистой тетради. Зато в психологии есть синдром, когда человек 3 часа раскладывает по столу ручки, бумагу, готовясь работать, и никак не может начать. В IT такого навалом – безработные анонимные сетевые эксперты годами патчат ОС, компилируют ядро, настраивая всё “Реально Удобно Реально Под Себя”, и никак не дойдут до ключевого – что за рабочую задачу они решают, что ей нужна такая лютая затрата времени на подготовку инструмента, и стоит ли оно того? Неужели так жутко невозможно работать в обычных условиях? Эти люди вообще выходят на улицу в дождь и прочую неидеальную погоду? Что это за секта пожилых принцесс на том, что с горошину, капризно дующих годами губы на тему “реально десктоп заточУ под себя чтобы вот тут кнопка была а не где обычно”? Реально от этого КПД полезного труда вырастет? Что это за труд такой, выражающийся в постоянной мастурбации на внешние рюшечки? Вы видели ли дворника, который годами разукрашивает черенок лопаты, потому что иначе работаться будет неэффективно? Наверное, сдали бы его в дурку. Поймите, все подобные штуки – это тупо отговорки, чтобы отгородиться от ужасающего факта, что делать по сути нечего, незачем, и непонятно как. Все много работающие люди, которых я видел, тратили на оптимизацию своего рабочего пространства и окружения единицы минут и разово. Последние лет 5, а то и больше, я ни разу не переустанавливал ОС на ноутбуках после покупки, работая на Windows 7 Home Basic/Premium, просто потому что никто не смог мне объяснить, в чём будет состоять рост КПД моей работы от замены оной. Конечно, если делать нечего, то дома можно чисто ради интереса попереустанавливать разные ОС, замеряя, какая загружается на 0,7% быстрее, но опять же – если нет конкретной цели, то это тупая потеря времени – никаких знаний от этого не образуется, ценность мыслей вида “поставил – вроде работает – прикольно – снёс, поставил другую” – нулевая.

Не ждите идеальную ситуацию. Её не будет. Хорошие пьесы пишутся в обстреливаемых отелях, что наглядно доказано стариком Эрнестом. :)

4. Ориентир

Изучение отдельной технологии – не финальная цель. Это достаточно компактное по времени мероприятие, поэтому надо ставить какую-то реально большую, стратегическую цель.

Цель может быть сформулирована по-разному (опять же – без максимализма)

  • Хочу проектировать сети глобального масштаба
  • Хочу создать свою фирму, системный интегратор, которая была бы эффективнее тех, которые есть сейчас
  • Хочу досконально разобраться в определенном семействе технологий так, чтобы мочь ответить на любой вопрос –
  • Хочу получить такой-то статус определённой фирмы
  • Хочу сидеть дома на шее у родителей, ныть что неправильная страна попалась, компилировать ядро, анонимно сраться на форумах и в принципе всё можно ведь нагуглить, я ведь и так умный

Все варианты, кроме последнего, являются вполне интересными и реализуемыми. Последний является маршрутом по умолчанию, который будет выбран в случае отсутствия других подходящих маршрутов в таблице, несмотря на то, что у этого маршрута нет next hop.

Если Вы выбрали ориентир, то действуйте – выясняйте, как последовательно к нему приблизиться. Логика та же – немножко приблизиться – лучше, чем ходить вокруг на фиксированном расстоянии и ждать чуда. Если Вы хотите получить статус , и “в принципе дома настроили выход в инет”, “в принципе понятно зачем коммутатор нужен”, “в принципе слышали что это вполне реально”, то никакого чуда не будет – от этих “в принципе” Вы лишь теряете, потому что время на них уходит, а толку – нуль или менее.

Учтите, что при выборе ориентира надо ориентироваться только на собственную информацию – т.е. обработанную своей головой. В наш век поверхностного просмотра любой информации и последующего ретвита с репостом, где девиз хомячков “не рефлексируйте, распространяйте” этот навык очень важно сохранить и прокачать. Конечно, откуда-то эту информацию надо получить, но не проанализировав её брать на веру – не имеет смысла. Объясню этот момент подробнее.

Был тут на форуме. Ребята в один голос говорят, что чтобы научиться драться, надо отжиматься и бегать по утрам.

У меня знакомый есть. Он реально в компах разбирается, мне винду переставлял раз 5. Говорит, что ерунда всё это, реально самому за пару дней разобраться чтобы всё понятно было.

Ключевое тут то, что информация, полученная от людей, которые не разбираются в вопросе (т.е. разбираются точно так же, как спрашивающий, а значит никак), воспринимается почему-то как аксиома. Логика “Мальчик Петя ходил в секцию бокса 2 месяца, с точки зрения мальчика Васи он профессиональный боксёр” интересна лишь тем, насколько сильно будет ржать Майк Тайсон, узнав про Васю и Петю.

Если Вы хотите чему-то обучаться, имеет смысл ориентироваться на тех, кто во-первых гарантированно достиг чего-то существенного (а не с Вашей личной точки зрения лучше разбирается, чем Вы), а во-вторых понимает что-то в обучении. Схема “а давайте второклассников будут обучать третьеклассники” уже многократно проверена и с гарантией делает только одну вещь – тиражирует вечных второклассников, обладающих пафосом профессора университета. Поймите, научиться боевым искусствам путём постоянных драк с одноклассниками, которые ничем в плане спорта не занимаются, невозможно – знаниям будет просто неоткуда взяться.

Не имеет никакого смысла ориентироваться на обобщённое мнение некоей анонимной серой субстанции в Интернете – просто потому что они сами разбираются в предмете примерно так же, как и Вы. “Ты мне поверь, я анонимный эксперт, я сто миллионов проектов примерно сделал огромных сетей, я тут чисто по приколу сижу, на нубов смотрю и ржу над ними, поэтому начни с того, что сделай свой дистрибутив с нуля, я такое делал раз 100, реально помогает разобраться в том, как пинговать MAC-адрес по вилану под линем через айпишник на порт” – ну, ребята, если Вы этому верите – почему Вы спрашиваете, как так получается, что каждый год МММ набирает новых участников? :)

Дополнительным негативом в плане некорректного выбора ориентира будет то, что плохо заложенные базовые знания потом трудно изменить. Это как в музыке – если Вы попадёте к плохому преподавателю по фоно, то Вам плохо поставят руки. Да, одним пальцем подбирать на слух популярные мотивы можно и без этого. Только вот произведения хотя бы средней техничности без пулемётной скорости на хроматических гаммах и арпеджио Вы никак не сможете исполнить – просто физически. А переучиваться будет в разы сложнее, если вообще возможно. Нет смысла ориентироваться на советы бывалых, которые сами разбираются на уровне “примерно так”. У “бывалых” (таким словом себя обычно называют потратившие долгое время, но ничего толком не изучившие) есть замечательная черта – когда они что-то не знают, то для сохранения авторитета перед полными нубами они с ходу врут что-то правдоподобное. Нубы сохраняют это и после опираются как на аксиому – ведь Бывалый сказал. У нас был вот слушатель, говорит на курсе:

– Я вот в бауманке учился, там препод сказал, что чтобы использовать IPv6 в сети, надо все сетевухи поменять.

– Ну, давайте подумаем логически – это протокол сетевого уровня, он полностью логический. На сетевухах разве что функционал его разгрузки может быть. Как так?

– Нууу… я сам тоже вот думал, но всё же он сказал, что надо и всё.

Вот он разобрался. А сколько других просто поверило и просто пошло после курса на родное предприятие требовать купить новые сетевухи, “а то IPv6 работать не будет”? Ведь так сказал Бывалый?

5. Будьте критичны к себе

Если хочется чего-то достичь, то надо забить на любовь к своим слабостям сразу же. Обычно слабости выдают себя за всего человека – поэтому фраза “мне это не нужно, да и в любой момент могу сделать” переводится как “моей лени это страшно”.

Если Вы весь институт сдавали скачанные рефераты и бухали, подрабатывая где-то на стороне – ну, а почему Вы тогда думаете-то, что умеете учиться? Вы больше 30 минут над задачником Сканави просидеть сможете, непрерывно решая хотя бы первый столбик задач? Или через 10 минут так захочется рефрешнуть смишной сайт с Ржакой и почту проверить, что аж невмоготу? Поздравляю – Вы не можете сконцентрироваться на выполнении очень простой задачи, которую могли сделать в школе – это называется деградация. При большом старании в этом замечательном процессе через лет 10 будете сидеть на кухне с дешевым вискачом и проклинать Этот Режим Этой Страны, который Вам лично что-то недодал. Чтобы этого не было – надо адекватно понимать, что самодисциплина – это Ваш минус, и его надо адресно превращать в плюс, путём последовательного построения всё более сложных планов каких-либо действий и неукоснительного выполнения оных.

Относитесь к обучению серьёзно. Сейчас, в силу массовой инфантильности немолодых лодырей, существует огромное количество “методологий”, которые адресно работают, чтобы усилить и эксплуатировать оную.

“А давайте всё воспринимать как игру! А давайте за выполненную задачу давать вкусняшку в офисе! А давайте введём уровни, как в игре, и будем их присваивать! И бонусы игровые! Это резко поднимет производительность, по нашим же исследованиям! И вообще это Свобода”

Это просто пиздец, когда в стране, где век назад люди в 15 лет командовали дивизиями, для того, чтобы стадо 30ти летних капризных зажравшихся офисных лодырей начало хотя бы кое-как работать, им надо не перестать играть (они уже не могут), а представить что работа – это игра такая. Как у трёхлетних детей – “Васенька себя хорошо вёл, поэтому Васеньке мороженное”. С соответствующими игре характеристиками – необязательность, никакой ответственности, никакого спроса за результат. Этот волшебный процесс метко называют словом “геймификация” – это трёхкоренное слово, состоящее из слов “гей”, “миф” и “кац” отлично показывает кем это придумано, для кого, и чем является. Ну а чо, играешь-играешь, надоело, сохранился, закрыл. Делаешь проект, надоело, закрыл, пошёл набухался. “Деградируй, играя”. Просто относясь к решению поставленных задач серьёзно, Вы на данный момент получите космическое преимущество перед другими.

Как только Вы сможете оценить свои минусы, Вы сможете корректно расставить акценты на том, что будет мешать больше всего. Нет смысла набирать количество скачанных учебников, пока Вы понимаете, что Вам лень сесть и разово в чём-то разобраться. Разумно посмотрите – можете ли Вы выделить нужное время, возможно, отняв его у других задач или у блаженного ничегонеделания с ритмичным покликиванием на прикольных всяких штуках. Если можете и выделите – это уже хорошо. Но ещё лучше – воспринять вышенаписанное как инструкцию к действию.

Надеюсь, это поможет Вам более эффективно подойти к вопросу обучения.

Удач!