Прикладная маскология – Hyperloop

Остап Петрикович Маск или Илон Мавродиевич Петрик? Разбираемся с Hyperloop

Журнал “Юный Техник” опередил своё время (я ещё помню был такой польский “Горизонты техники для детей” – эх, времена, времена) настолько, что копированием идей из него можно обеспечить себе безбедное существование.

Одна из таких идей – что-то типа увеличенной в масштабе пневмопочты, только вместо капсулы с письмом – поезд с людьми, а вместо давления воздуха – электромагниты.

Декларирование концепции и опорные цифры есть вот здесь: //www.spacex.com/sites/spacex/files/hyperloop_alpha.pdf (сохранённая копия).

Техническая концепция красивая, но по каждому заявленному пункту упирается в кучу вопросов реализации. Поддержка в многокилометровой трубе с диаметром в несколько метров близкого к вакууму давления в 1/100 атмосферного, притом при очень сильной вибрации (пролетает многотонная махина со скоростью пули) – штука нетривиальная. Маглев, в принципе, уже реализован – но стоимость за километр у него огромная. Вопросы безопасности (разгерметизация вагона и все сразу покойники, а также малейшее отклонение от траектории и вылет с трассы), вопросы организации станций – много вопросов.

Но это у унылых технарей-реалистов – а мы ж про весёлого динамичного успешного позитивного гуманитария с женским именем Илона.

Начнём с того, откуда “в США с нуля простым парнем, до этого в гараже собравшим вручную первую Теслу, написавшем весь программный код для Paypal” берётся Hyperloop.

Предыстория

В 2014 году лаборатория прикладной сверхпроводимости из Southwest Jiaotong University (руководитель – проф.Deng Zigang, занимающийся этой проблематикой около 10 лет) демонстрирует “maglev loop”. Вот смотрите, какая интересная фотка:

Исследователи занимаются этим проектом уже давно, с 2003 (!!!!) года (вот, например, упоминание о публикации в рецензируемом научном издании, IEEE Transactions on Applied Superconductivity, v 13, n 2 II, p 2134-2137, June 2003). И акцентируются они именно на “добавим к маглеву” (который уже на тот момент есть в Японии и Китае, и работающий, а не прототип) “вакуум”:

Maglev trains use magnets to lift the carriages above the track.

This elimates the need for wheels and therefore any incidence of friction, providing a faster and quieter service.

Acceleration and deceleration far exceeds that of conventional trains.

And maglev also makes for much smoother journeys.

Right now speeds are limited at up to 400 kilometres (250 miles) per hour due to the excessive air resistance encountered at these speeds.

But vacuum tube designs could allow them to travel over seven times faster in the future.

In March 2013 they completed the first high-temperature superconducting maglev ring test, which was similar to the one you can see here but without the enclosed tube.

But now the new ‘loop line’ could be set to usher in a new wave of faster trains than ever before.

Изумительно интересным является то, что термин ‘loop line’ появляется впервые именно здесь. И здесь он понятно почему (см. фото) – делается новый маглев, сверхбыстрый. Он будет кольцевым – и не просто так, ведь имеющиеся на данный момент применения маглева (как в Шанхае) нацелены на челночные рейсы вида “из города в аэропорт” – ну а для развития высокой скорости топологию заранее предлагается сделать кольцом, без “тупиков”. Оставив общую логику применения данного вида транспорта.

Смешно то, что Маск заявляется про Hyperloop, но у него самой петли нигде нет даже в черновиках дизайна. И на тестированиях всё время речь про “прямые отрезки”, и в предлагаемых внедрениях – строго “туда-сюда между точками A и B”. Ну почему loop-то тогда, в чём тайна?

Всё прекрасно сходится в одном-единственном варианте – кто-то узнал, что китайцы проектируют maglev loop, и опытным маркетинговым заходом решил – “ну, а раз у них будет петля, у нас будет гиперпетля. всепланетарная. вот. главное заявиться громко, а дальше вырулим”. Если кто-то делает дом – надо, если позднее начал и не первым догадался, строить супердом. Гипердом. Это США, парень, тут так принято – вторичность во всём, кроме подачи и громкого названия.

Т.е. на момент, когда Маск рассказывает “как я с нуля придумал Hyperloop” в Китае уже тестируется прототип, имеющий в составе всё то, что заявляется – и маглев, и трубу с форвакуумом.

Для тех, кто не любит иероглифы (я, например, не люблю) – вот ссылка на американское СМИ, за 2010й год. Процитирую ключевое:

Get ready for some high speed transport action – Chinese researchers are currently developing a vacuum maglev train that they believe will run at speeds up to 620 miles per hour. This just a few years after Japan announced their — then totally awe inspiring — plans for a maglev train that would run at 310 mph. The train will run on magnetic levitation tracks built into vacuum tubes underground and will be sucked along at an average speed of almost 400 miles per hour.

А вот заметка на Engadget, где также говорится в 2010 году про существование того, что Маск “придумает” через годы:

The trick? Tossing the maglev train inside of a vacuum tube, enabling greater velocity due to decreased friction.

В китайском интернете обсуждение вообще достаточно простое:

“Elon Musk多年前不就已经提出这个想法了吗”
可能是美国国家安全局通过监视网络从而偷走了中国人的蓝图并把这个消息透露给了Elon Musk。

Т.е. общая мысль – США “пасут” китайские научные сайты, увидели наработку интересную – украли и раскручивают у себя, вкачав денег в “пиар-фигуру”. Но доработать никак не могут, ведь в США технические наработки свои очень слабые, плюс нет кадров, которые такое потянут.

Впрочем, про это далее – пока просто зафиксируем, что схема “увидел что-то прикольное – быстро доврал а у нас будет в 50 раз дешевле, экологичнее, престижно и вообще бесплатно – что в варианте с “единственной уникальной электрической машиной Tesla”, что в данном – очень схожа. Маск – не технарь, он sales, он работает в дискурсе “технологии не нужны, нужны продажи – любой ценой заявляемся, врём что угодно, лишь бы движуха и шум – ну а потом тихо снимаем сливки и отказываемся от ранее заявленного”.

При этом в Китае железнодорожная отрасль держится на локальных наработках и лучшая в мире, маглев ездит и дорабатывается – а у Hyperloop как годами 3D-ролики рендерились и модельки показывались, так и показываются.

К 2012 году (до объявления Hyperloop ещё год) в США уже идут работы по подобному виду транспорта – разработчик Daryl Oster, после визита в Китай в 2002 году, где ознакомился с прототипами подобного транспорта, делает свой проект Evacuated Tube Transport Technologies.

Просто приведу некоторые иллюстрации, датируемые 2011-2012 годами:




Думаю, тут комментарии про “как Илон Маск придумал/разработал Hyperloop” особо-то и не нужны.

В дело вступает Илон Остапович

Маск берётся за дело отлично – в 2012 году (через годы после китайцев) он сообщает, что вот-вот родится новый тип транспорта. Который затмит Конкорд. Который можно будет использовать на Марсе. Который будет (я понимаю, что дежавю, да) экологичным и дешёвым (???). И в 2013 показывает видеоролик с поездом-в-трубе. Поезд – точь-в-точь китайский прототип. Но труба облеплена солнечными батареями и тщательно подчёркивается “всё будет экологично, престижно, и очень дёшево”. На все вопросы – широкая улыбка “Не бойтесь, просто дайте денег”.

Никто, в общем, и не боится, всем интересно, что будет, так как никакого метода решения технических проблем, озвученных выше, не приводится.

Маск обещает сделать демонстрацию и всё показать. Проходят годы, секта верующих в Маска уже считает, что всё в тайных лабораториях давно работает, и опять ждёт конца мировой энергетики (в этот раз ещё и логистики). Тайные лаборатории на самом деле называются Hyperloop Transportation Technologies (HTT) – и это не фирма, это около 500 инженеров, работающих по схеме частичной занятости, которые раз в неделю собираются на конференции по Skype и обсуждают мысли и гипотезы про будущее Hyperloop. Т.е. скажем честно – это уже выдаёт, что серьёзно вкладываться никто не хочет. В ноябре 2015 наконец-то (три года с начала прошло) начинается строительство тестовой линии, которое планируется к завершению через 32 месяца. Тестовой. Трубы. 32 месяца.

Ну а пока это идёт, публике показывают совершенно эпичное зрелище. Состоит оно в том, что по куску железнодорожного полотна в несколько сотен метров едет дрезина. Все аплодируют.

Видимо, на видео некий сверхсекретный прорыв, дающий наконец-то объяснения на вопросы вида “как в трубе на сотни километров поддерживать форвакуум” – может, просто не попало в кадр, ракурс был неудачный.

Впрочем, это никак не мешает вести активную деятельность по холодному обзвону потенциальных клиентов – вплоть до РЖД. Либерастичная пресса, конечно, пытается выдать это за “тупая рашка пытается как-то хотя бы рядом постоять с гениальным американским хайтехом”, но по факту Маск ищет того, кто впишется в тему – видимо, с учётом освоения гос.бюджета и соответствующего личного интереса, выраженного в серьёзных процентах от суммы. Что ж, идея понятна – не деньги американских налогоплательщиков осваивать на “этот поезд будет нужен на Марсе, когда там будут нужны поезда!”, а разводить на бусы папуасов из колоний.

Вибраниум и его нарисованные друзья

Параллельно с попыткой втюхать за откаты свой неликвид, Hyperloop делает характерные для новой виртуально-всепобеждающей экономики заявления с целью “ну раз ничего по факту показать не можем, то хоть поврём про хайтех, используя узнаваемые у целевой аудитории пожилых инфантильных техногиков образы и бренды”:
www.theverge.com/2016/5/24/11750666/hyperloop-transportation-vibranium-carbon-fiber-marvel-comics

“On Tuesday, HTT showed off how its construction will use Vibranium, a material made of carbon fiber with sensors embedded in it. HTT claims it is eight times stronger than aluminum and 10 times stronger than steel alternatives. It added that the sensors can transmit critical information regarding temperature and stability wirelessly, so any issues with the capsules can be fixed.”
 
“The capsule will be made with a dual-layer so if one layer breaks, the capsule will still be protected. But the sensors sending over damage information mean that HTT can take a broken capsule out of service immediately.”

В русском переводе ключевые моменты статьи выглядят примерно так:

Капсулы для системы сверхскоростных перевозок Hyperloop будут делать из углеродного волокна, которое должно защитить пассажиров от любых возможных повреждений. Как передает The Verge, компания Hyperloop Transportation Technologies (HTT) решила назвать материал для капсул вибраниумом.
 
Вибраниум – вымышленный металл, из которого сделан щит Капитана Америки, героя комиксов Marvel.
 
В HTT утверждают, что материал в восемь раз легче алюминия и в десять раз прочнее стальных сплавов.

Секретный материал, который спасёт от удара на скорости 1220 км/час и от перепада давления с атмосферного до почти что вакуума, и при этом легче-прочнее, всё это от тайного стартапа, который никогда не занимался материалами. И весь в датчиках внутри. И, как понятно, экологичный и сверхдешёвый. Тут даже стебаться смысла нет.

Такой материал не с руками, а с ключицами и куском копчика вырвали бы военные и космическая отрасль.

Если бы он был (важная поправка).

А заявив всё это, стартап, который с таким-то материалом мог триллионы заработать, почему-то заявил:

В частности, компания планирует разработать приложение, в которое можно будет интегрировать сервисы по вызову такси.

А ещё я буду немного шить, да. Т.е. “у нас есть суперматериал со сверххарактеристиками, уникальный и неповторимый – ну а пока поставьте наше приложение для вызова такси”.

Другого американского хайтеха у меня для вас нет.

На данный момент ситуация стабильна – до следующей демонстрации ездящей по куску рельс тележки ещё больше года, новые рисунки рисуются, новые ролики рендерятся, детские конкурсы уровня советского Дворца Пионеров “Как ты видишь поезд будущего” проводятся, вложений по сути нет. С презентаций и рисунков, кстати, пропали солнечные батареи – тревожный симптом, ведь у всех фантазий Маска солнечные батареи и мантра “экологично, технологично, бесплатно” являются обязательным компонентом. Главный финансовый секрет “Как труба с вакуумом, плюс на маглеве, плюс поезд со скоростью звука, может стоить за километр дешевле даже обычного железнодорожного полотна, не говоря уж о современном высокоскоростном” остаётся секретом. Даже понятный для освоения гос.средств США рывок в сторону “Мы раньше в области железнодорожного транспорта отставали от всех, особенно от Китая, а теперь сразу в лидеры рванём!” затих – денег даже под это “восстановление реноме” не дали.

Поэтому холодный обзвон клиентов – притом сразу же крупных, представителей которых можно заинтересовать серьёзными процентами личного интереса и ослепительными перспективами (для чего и нужен, например, эксперт по работе с гос.органами) – идёт достаточно активно, даже невзирая на вроде как работающие санкции (удивительное исключение, правда?)

Данный прецедент достаточно примечателен, чтобы показать, как система маркетинга и продаж адаптируется под ситуацию, чтобы впарить несуществующий мегатовар.

Рабочая группа создаётся в январе 2016го и речь идёт о некоем частном инвесторе, который заинтересован в линии Москва – Санкт-Петербург. Выдаётся стандартный рекламный блок “всё будет очень дёшево, очень технологично, очень быстро”, показываются те же презентации, рекламные мультролики и слайды. Рассказываются фантазии про:

Он также добавил, что компания обычно привлекает спонсоров и из частного сектора, и со стороны государства. Это наша стандартная модель, мы привлекаем частного инвестора, а затем просим поучаствовать и государство. Это доходный бизнес — добавил Греста.

Ни одного проекта нет, но это – “доходный бизнес” и уже “стандартная модель” – волшебство, да.

Наступает тишина.

Через полгода выясняется, что всё поменялось – оказывается, общение идёт уже на гос.уровне, и выглядит как

Мы предложили инвесторам рассмотреть проект строительства участка в рамках коридора „Приморье-2“ на Дальнем Востоке, с выходом через границу с КНР на порт Зарубино. Это участок длиной 70 километров.
 
По словам министра, предварительное технико-экономическое обоснование этого проекта может быть готово к началу сентября. Стоимость строительства такой ветки будет даже ниже, чем у традиционной железной дороги, — в пределах 30 миллиардов рублей.

Сразу возникает ряд интересных технических вопросов.

Во-первых, сама концепция Hyperloop – это этакое “пневматическое метро”, в стартовом варианте капсулы там находится около 20 человек. Ни о какой перевозке грузов речи не идёт в принципе – масштабы не те, капсула несёт нагрузку до 3 тонн. Да и разгон-торможение на скоростях около 1220 км/час, а также вибрации, проблемы управляемости, вопросы безопасности – всё это предполагает минимизацию размера и веса капсулы. Ни о какой грузоперевозке в этой ситуации речи идти не может от слова “совсем” – вся капсула весит в разы меньше одного контейнера с грузом, и затраты энергии на “полёт над рельсами” будут серьёзно возрастать при увеличении массы капсулы.

Простое сравнение – полная масса пассажирской капсулы в Hyperloop – около 5 тонн, масса обычного вагона-цистерны с нефтью – около 90 тонн. Если планируется перевалка грузов с обычной железной дороги на Hyperloop – то это сколько ж надо капсул, чтобы разгрузить один обычный поезд? Если же планируется какой-то новый, грузовой Hyperloop – то надо перерабатывать вообще всё, начиная от диаметра трубы и заканчивая опорами. Для сравнения – у того же шанхайского маглева, идущего с пассажирами под 400 км/час, бетонные подушки под опорами имеют до 85 метров в толщину. Какие же технические параметры должны быть, чтобы выдерживать грузовой вариант Hyperloop со скоростями выше 1220 км/час?

Во-вторых весь предлагаемый участок трассы – 70 километров. На таком расстоянии даже декларируемые Hyperloop’ом (но не существующие в реальности) преимущества в виде скорости выше 1220 км/час работать не могут – слишком короткое расстояние. С учётом массы – на таком расстоянии будет разгон-торможение (кстати, вопрос торможения – т.е. как многотонная капсула вообще будет тормозить на таких скоростях – тихо умалчивается), не более.

Соответственно, обобщённый вопрос – кто вообще предложил ЭТО для участка китайско-российской грузовой железной дороги? Более неподходящую технологию ещё поискать надо. Это ещё не говоря о вопросах безопасности и надёжности. Возить гравий или песок, да любые не-срочные грузы, в вакуумной трубе, на магнитной левитации – пардон, зачем? Это банально дорого и сложно.

И очень настораживает стандартная мантра “Это будет дешевле обычной линии”. Понятное дело, что для истинности этого утверждения можно показательно завысить стоимость ветки железной дороги, чтобы подчеркнуть “мы перспективным и выгодным делом занимаемся, вот видите, оно потенциально дешевле”, но очевидно, что стоящая на опорах труба с форвакуумом и маглевом никак не будет дешевле обычного полотна – что при строительстве, что при обслуживании, что при страховании рисков (представьте просто нормативы по устойчивости опоры в пару сотен метров высотой, которая подпирает герметичную стальную толстую трубу, в которой проносится со скоростью пули многотонный состав – и всё это, например, должно выдерживать шквальный ветер и другие капризы природы, а также обеспечивать пожаротушение, эвакуацию пассажиров и их спасение).

Подозрений добавляет вот такой блок информации:

Минтранс рассчитывает, что проект будет реализован при государственной поддержке и станет частью транспортного коридора «Приморье-2», соединив китайскую провинцию Цзилинь с портом Славянка на юге Приморского края. Объем перевозок планируется на уровне 10 млн т грузов в год.

10 миллионов тонн грузов в год, при полной массе капсулы в 5 тонн – это, если калькулятор не обманывает, надо в трубу 70км этих капсул набить плечом к плечу. Реальность перегрузки содержимого с товарных поездов на Hyperloop при таких объёмах становится и вовсе фантастической – для содержимого хотя бы десятка поездов в день (обычных, по примерно 50 вагонов – это будет 10 поездов * 50 вагонов * 90 тонн = 45.000 тонн) нужно будет примерно 15.000 капсул – это, пардон, их с какой скоростью надо будет загружать-отправлять?

И опять, судя по цитате, вопрос упирается в распил гос.бюджета – теперь под маской сотрудничества с международным Мавроди. Сказка про супердешевизну – и сразу упоминание, что всё будет за гос.счёт.

Прямо вот создаётся впечатление, что кому-то наверху очень много пообещали за “любой ценой создать прецедент”. Который, замечу, выгоден Hyperloop – ведь можно будет, опираясь на него, обыграть текущего лидера в высокоскоростных железных дорогах – Китай – “вот, мол, даже русские выбрали нас, а не китайцев, и это для линии между Китаем и Россией”. И совершенно не выгоден России – потому что вместо реального строительства нужной ветки железной дороги (70 километров, замечу – это не те масштабы, чтобы их на гос.уровне обсуждать) будет идти перенос начала работ из-за “у нас тут мегаидея образовалась”. Что ещё больше настораживает, что не-государственные варианты финансирования сводятся к освоению средств, выделенных государством на проекты, связанные с Новым Шёлковым Путём:

“У нас через месяц состоится наша рабочая группа в рамках межгосударственного российско-китайского совета. Я своему коллеге предложу рассмотреть этот проект, в том числе и для инвестиций. Тем более что у нас создан фонд поддержки проектов “Шелкового пути”. Я считаю, что этот проект может 100% претендовать на софинансирование из этого фонда” — сообщил Соколов журналистам в кулуарах ПМЭФ.

Т.е. реальные задачи в рамках Шёлкового Пути – например, приличная ж/д по российской территории, которая бы действительно подняла скорость составов, что реально нужно прямо сейчас – они откладываются, а бабло выдаётся под презентации, обещания и шоу-программу международному Остапу Бендеру. Замечательно.

Поняв, что нащупан повод “вписаться в тему”, Hyperloop через несколько дней после изучения вопросов по тематике Шёлкового Пути выдаёт заявление, что собирается строить Шёлковый Путь, параллельно зачем-то говоря об упрощении транспортировки для 16 миллионов жителей Московской области, а также пообещав построить Hyperloop в Санкт-Петербурге.

Просто представьте – у фирмы нет никаких своих наработок, есть 1 демонстрация дрезины, которая проехала 400 метров, есть совершенно безумные рассказы про бесплатность железнодорожного транспорта, но при этом всём обещается сразу же взяться за 4 разных проекта:

  • Hyperloop для Москвы между аэропортами;
  • Hyperloop для Питера в роли второго метро;
  • Hyperloop для участка российско-китайской границы;
  • Hyperloop для всего Нового Шёлкового Пути вообще;

Короче, готовы делать всё, вписываться в любые темы – только движуху бы. Классика “тренингов продаж” и “холодных звонков с целью появления лидов”.

По факту Маск пытается впарить своё неработающее поделие (впрочем, какое оно его? если существует в виде таких же картинок и концептов уже с прошлого века) куда угодно, но пока всё останавливается на “давайте вы напишите технико-экономическое обоснование”, и на этом всё прекращается – ведь в нём придётся писать конкретику, а не фантазии, а конкретики нет, как и своих инженерных наработок – только шоу и отрендеренные ролики. Это, впрочем, не мешает ряду СМИ выдавать факт начала обсуждений вида “пусть они конкретику напишут, а мы посмотрим” за уже состоявшиеся и подписанные сделки. Ну а другим СМИ, вроде как окологосударственным, давать трибуну для высказывания очередных фантазий про поезд в трубе с вакуумом, но при этом на воздушной подушке (sic!!!), и, конечно же, работающий от “альтернативной энергии” – даже не альтернативных источников, а сразу от какой-то другой, Иной Энергии (зря я шутил про “специальное престижное электричество для успешных людей”, да). Ну или врать про “уже состоявшийся проект в Словакии”, который по факту опять же является подписанием меморандума о намерениях собрать комиссию, которая что-то предложит. “Холодные продажи” любой ценой – каждому следующему потенциальному клиенту врать, что предыдущие уже оплатили-согласились, хотя ничего, кроме “подписана бумага о том, что встреча прошла в хорошей обстановке и развиваться надо, а железные дорогие полезны”, по факту нет.

Февраль 2017: испытание “студенческих” гиперлупов

Февраль 2017го принёс новость об испытаниях капсул Hyperloop.

Аэрокосмическая компания SpaceX провела первый этап соревнований Hyperloop Pod Competition, в рамках которых испытываются масштабные модели капсул разной конструкции, спроектированные для транспортной системы Hyperloop

Комментарии традиционны:

– Ну вот и всё. Ребята продвигаются, работают. А у нас крымнаш и скрепы.
 
– А кто-то не верил уаахахахаха а всё получилось идеально!
 
– Зато РЖД шубохранилище пжив каменный век паровоз братьев Черепановых
 
– Пока-пока, Китай – США теперь за пару недель отстроит железные дороги такого уровня, до которого никогда уже другим странам не добраться.

Я привычный. Как писал проф.Морковкиня не специалист, я эксперт. Т.е. и не такое читал, поэтому сразу полез смотреть в источники. Всё оказалось достаточно просто.

В июне 2015 года, когда стало понятно, что просто нарисовать презентацию и сказать “Дайте денег” не выйдет, Маск решил переложить расходы и риски на кого-то другого, приватизировав любые положительные отзывы. Это логично – если что-то получится, так “это ещё один успешный и гениальный проект Маска”, если нет – “Так это не Маск делал, а какая-то сторонняя контора по его эскизам – конечно, они все рукожопые дураки, испортили гениальный замысел”. В частности, было учреждено мероприятие “Сбор идей”.

Отличие креативного класса от людей, умеющих мыслить, наиболее ярко проявляется в таких вот эпизодах (тут врезка из Пелевина про “Творцы нам тут на хуй не нужны. Криэйтором, Вава, криэйтором”).
Когда здоровый человек что-то придумывает, он продумывает, как это лучше реализовать; когда креативный класс криэйтит, то он криэйтит что-то максимально визуально похожее и имеющее признаки “я что-то придумал” – например, презентацию – а после этого панически ищет, что делать дальше.

Один из вариантов такого поведения широко практикуется в т.н. “стартапофрении” – когда даёшь идею, потом подряжаешь бесплатно (а то и собираешь с них деньги) инициативных бедных активистов придумывать что-то на её основе (т.к. сам не можешь) и после забираешь у них лучшие идеи. В этом суть всех стартап-конференций и фестивалей – отбираются самые рабочие идеи, авторам кидается обглоданная кость и 2% от профита, а на остальные 98% можно жить и проводить подобные мероприятия, подбадривая участников “вот-вот очень скоро всё будет хорошо”.

Дополнительный плюс в сливе ответственности; если что-то не выйдет, “так это студенты накреативили, мы только стояли рядом и посмеивались, сразу было понятно, что ничего не получится, но пусть детишки поиграются, нам не жалко”.

Так вот, в июне 2015 был объявлен конкурс на разработку капсулы для гиперлупа. Была предложена простая схема – SpaceX (к тому моменту фирм-гиперлупов уже было 2 и они уже посрались, поэтому проще “поставить над процессом” доверенную фирму, хоть и непрофильную) строит “испытательный трек”, а студенты собирают “капсулу мечты” “как они это видят”. Имитация движения есть, плода нет – да он и не нужен.

Первое “испытание” гиперлупа с “тележка проехала 400 метров” прошло эпично, впрочем не буду повторяться – про это есть выше.

Конкурс капсул планировалось провести в 2016 году, но сроки, по традиции Маска, были сорваны и сдвинулись на 2017й год.

Что же по факту испытывалось? Глянем в исходные технические спецификации гиперлупа – это форвакуумная труба с давлением примерно в 1/1000 атмосферного, длиной в сотни километров (иначе скорости около 340 метров в секунду банально не нужны), с поворотами и перепадами высот, в капсуле в несколько рядов (как в самолёте) сидят люди:

Рисунок прототипа HyperloopРисунок прототипа Hyperloop
(кликните для увеличения до 649 px на 365 px)
Учебный центр Advanced Traininginfo@atraining.ru

Плюс капсула, по сути, летит в трубе, почти касаясь стенок.

Что же построили для “испытания капсул Hyperloop”? Берём официальную спецификацию (см. badgerloop.com/documents/TubeSpecs.pdf, сохранённая копия), читаем:

– Outer diameter: 1.83 meters (vs. approximately 2.3–3.4 m (90–132 in) for the tube in the initial alpha Hyperloop design document)
 
– Inner diameter: 1.79 meters (70.6 in)
 
– Wall thickness: 18 millimeters (0.70 in) (vs. 20–25 mm (0.80–1.0 in) for the tube in the initial alpha Hyperloop design)
 
– Length: 1.6 kilometers (1 mi) (approximate)
 
– Internal pressure: 0.14–100 kilopascals (0.02–14.7 psi) (competitors may select tube operating pressure “in order to support various types of propulsion systems, compressors (if applicable), and outer mold lines”)
 
– Pumpdown time is expected to be as long as 30 minutes to reach the minimum pressure rating.

То есть в итоге испытания происходили в очень дальнем подобии “реальной трубы Hyperloop”. Смотрите сами:

  • Диаметр трубы – 1.79 метра, это ниже среднего роста. Это очень маленькая труба, ни о каком “пассажиры сидят рядами” речи не может идти в принципе.
  • Капсулы стартово разгоняет специальный “толкач”.
  • Труба прямая и ровно горизонтальная (т.е. вопросов вида “как на такой скорости поворачивать, перемещаясь по сути впритирку к трубе и “летя над поверхностью” нет смысла задавать вообще)
  • Ключевое – давление можно включать, а можно и нет, притом регулируется оно по желанию участника. Ну и тонкий момент к слову о реализуемости – чтобы в тонкой трубе длиной в 1250 метров нужное давление создать, надо 30-45 минут.

Насколько далеко такое испытание от реальности? Примерно настолько, насколько тестовая посадка китайского игрушечного квадрокоптера может подтвердить пригодность полосы аэродрома к приёму Airbus 380. И то и то – летает, и то и то – приземляется; вопрос в некоторых деталях.

И итог испытаний прекрасен – самая быстрая модель разогналась аж до 90 километров в час! Притом модель эта передвигалась по заботливо проложенному по центру трубы рельсу – вы можете оценить конструкцию вот на этой фотке (там заодно легко прикинуть общие габариты, представляя себе ширину рельсы):

Отличный результат за годы, прошедшие с 2013, не правда ли?

Сравните с рекламируемыми параметрами – начиная от “всё будет на солнечных батареях и маглеве” до параметров по грузоподъёмности и скорости.

Март 2017: макет “настоящего” гиперлупа

В марте 2017го в блоге SpaceX появляется новость о строительстве макета “настоящей” трассы Hyperloop.

Всё бы здорово, но длина “настоящей” трассы – 500 метров. Это в разы меньше даже чем у “студенческой тестовой”. Вполне очевидно, что ни протестировать реальную нагрузку, ни реальную скорость – да даже 1/10 от реальной – на такой трассе просто невозможно.

Спрашивать “а когда всё будет из разрекламированного суперматериала вибраниум, ведь обещали же, неужели соврали?” – так и вообще нет смысла.

Имитация прогресса идёт полным ходом. Не, дело понятное – все заявленные “уже начатые в разных странах” гиперлуп-проекты подозрительно застряли на этапе технико-экономических обоснований, а инвесторов и СМИ надо чем-то кормить.

Но всё ж как-то ну совсем уж стыдоба получается.

Достаточно показательно, что события распределяются по времени именно с частотой инфоповодов – то есть никто не мешал, допустим, отдельно сделать конкурс студентов “как я представляю себе тележку гиперлупа” и “тестовое испытание в трубе на 500 метров”. Сравнение технических параметров показывает, что испытываются абсолютно разные устройства, объединяемые разве что неким рамочным принципом “похожи и про гиперлуп”. И все “испытания” при рассмотрении – чистые пиар-акции. Непонятно, что реально испытывается годами на задачах вида “тележка едет по отрезку в несколько сотен метров” или “студенческие тележки в маленькой трубе, без вакуума, на колёсиках едут “кто быстрее” – но непонятно технарю, а у шоу-бизнеса свои правила – поэтому события расставляются по времени как инфоповоды для того, чтобы целевая аудитория не забывала про “прорывную технологию”. Которой, в общем-то, уже около 5 лет, если вдуматься. И никакого прогресса нет вообще.

И смех и грех – серьёзные корпорации с миллиардами играют в то, что в Дворце Пионеров считалось просто досугом школьников.

Не, понятно, что надо имитировать прогресс и развитие, что будет аргумент “А какой смысл обсуждать – главное, что ребята что-то делают, что двигаются” – при этом ложное следствие “раз ЧТО-ТО ДЕЛАЮТ, то всенепременно ДВИГАЮТСЯ, притом В НУЖНОМ НАПРАВЛЕНИИ” будет проталкиваться любой ценой. Это прекрасная в плане удобства логика – считать любые внешние признаки какой-то активности продвижением к цели. Просто это не так – можно сколько угодно, например, испытывать летающее нечто и никак не приблизиться к созданию вертолёта.

Также показательно, что всё это пропихивается в гос.структуры, именно туда – ведь адресная работа по гос.бюджету – это так вкусно, ведь такие объёмы финансирования светят, что из них можно покрыть всё и вся, купить всю цепочку участников. Потом потянуть время. А в итоге – “ну, идею просто плохо реализовали – не бойтесь, уже можно сдавать деньги на Hyperloop 2.0 – там будет ещё ослепительнее и сказочнее”.

Просто к слову – ничем не напоминает ситуацию с “революционно меняющей мировую энергетику настенной батарейкой Powerwall”, которая тоже с 2015 года “революционно меняет мир”? Там уже на 2.0 можно сдавать, и даже письмо напишут в ответ. С подпиской на обновления сайта.

Мы как никогда близки к перевороту в транспорте, в общем, что уж скрывать, да.

Веры в проект, озвученный в 2012 году (сейчас 2017й) добавляет плотность упоминаний про Open Source и Crowdfunding. Очень показательная штука вырисовывается – собраны в кучу все “модные” у целевой аудитории гуманитариев мемы и признаки “настоящего хайтехового хайтеха”, домноженные на корпоративность высшей пробы, состоящей, как известно, в принципе “максимизация личного дохода при минимизации личной ответственности”. “Давайте вы всё сделаете хайтехово, краудсорсингово и опенсорсно, а мне деньги и успех” – что ж, серая масса “техногиков” хавает, почему бы и не попробовать?

Апрель 2017: Очередной перенос демонстрации на неопределённый срок

Новость про то, что публичный тест системы Hyperloop снова откладывается, прошла тихо и незаметно. Действительно, она очень не вписывалась в бравурно-победный формат реляций с упоминанием Маска:

Компания Hyperloop One, занимающаяся строительством первого в истории вакуумного транспорта, известно как система hyperloop, откладывает публичный тестовый запуск.

Напомним, в прошлом году специалисты Hyperloop One обещали провести тестовый запуск до конца 2016, далее запуск был отложен до 31 марта 2017 года, но он так и не состоялся. Теперь сообщается, что тест может быть проведен в мае или июне.

Интересно, что тестовый трек в итоге был сокращен почти на 80%. По этой причине подвижной состав не сможет развить скорость 1200 км/ч, о которой было заявлено.

Это – третий перенос демонстрации очередного прототипа, который по сути не прототип (т.к. не обладает никакими чертами финального изделия), а просто некая модель чего-то из той же темы, что и декларируемый Hyperloop.

Успех и развитие настолько ослепительны, что даже очередную “прорывную тележку, которая может проехать 400 метров”, показывать не получается. Планирование настолько звёздное, что тестовый трек уменьшился в пять раз, но сохраняет название “тестового” – видимо, от таких мелочей само содержимое тестирования не меняется, что уж там – можно сразу вообще трёхметровый полигон-песочницу построить и по нему кататься.

Май 2017: Как попытаться сделать хорошую мину при плохой игре

27 мая из полуторалетнего небытия восстаёт всё тот же проект, что и в начале 2016 года:

Компания Hyperloop One, которая занимается технологией высокоскоростных перевозок, рассматривает маршрут Москва — Санкт-Петербург как один из возможных проектов в России. Об этом сообщает РИА Новости.
В 2017 году компания выберет первые три проекта для реализации в мире, в их число может войти российский.

Отмечается, что сверхскоростная транспортная система Hyperloop может появиться на участке от Китая до российского порта Зарубино. Также сообщается, что вакуумные поезда Hyperloop могут запустить между столичными аэропортами и в Новую Москву.

«Эти два проекта сейчас изучаются, конечно, мы изучаем и другие возможные маршруты как Москва — Санкт-Петербург, а также другие предложения, на которые мы обратили внимание», — заявил генеральный директор компании Роб Ллойд.

В сентябре прошлого года один из акционеров Hyperloop One заявил о возможности построить трассу для «поезда будущего» между Москвой и Лондоном.

Всё абсолютно то же, что и декларировалось ранее – супервыгодность, суперприбыльность, супертехнологичность – и опять же настойчивая попытка адресно присесть на тему госбюджета России.

За эти полтора года у Hyperloop ничего не произошло ни в части внедрений, ни в части развития. Как был нуль практических реализаций – так и остался. Все рассказы про “в тайной стране уже начали строить, а мы-то тут обречены в стороне от прогресса стоять” сейчас тщательно подчищаются, потому что прошло время и видно, что всё это изначально было враньём.

Только теперь отсутствие проектов, вызванное тем, что гиперлуп никому не нужен, и тем, что никакого технико-экономического обоснования своих фантазий предоставить они не могут, пытаются выдать за “да мы просто выбираем из тьмы предложений разнообразных, завыбирались”. Да-да, конечно.

Сухой остаток прост – на весь этот шоу-бизнес убиваются деньги и время, никаких новых технологий не появляется, а тем временем тот же Китай масштабно строит массовые быстрые железные дороги, и удешевляет логистику по всей стране. Без шоу и фантазий – полторы тысячи километров от Пекина до Шанхая проходятся за 5 часов, при десятке остановок (так было в 2012м году, я проверял) – а сейчас уже за 4. Пока остальные друг другу гиперлупы будут рисовать в виде отрендеренных роликов на презентациях, и осваивать миллиарды гос.бюджета, игриво называя это “не-государственными фондами”, хотя прекрасно понятно, что государство избыточные расходы таких масштабных проектов бюджетом и покроет.

Время тикает, ни одного из заявленных “начавшихся реальных проектов с гиперлупом” не идёт – как и написано выше, при ближайшем рассмотрении все “новости” вида “Страна Х подписала договор на строительство гиперлупа! Началось!” являются враньём, если что и подписывается – так это меморандумы с текстом “Мы согласны, что быстрый транспорт – это хорошо и полезно; хотелось бы подробностей и технико-экономического обоснования”. Последнего как не было, так и нет – хотя в 2016м году его обещали предоставить, например, для проектов гиперлупа на территории России, аж в сентябре.

Отдельно хотелось бы заметить удивительно интересную закономерность – с гиперлупом бегают по всему миру и адресно работают только по правительствам других стран. Американское правительство почему-то на гиперлуп деньги выделять не спешит – а ведь казалось бы, такая беспроигрышная тема. Удивительно всё это напоминает нью-римейк схемы колониальной державы – в метрополии разрабатывается “новая тема по сбору денег с папуасов”, после чего по миру расходятся корабли с новыми бусами, на которые меняются вполне реальные ресурсы, золото и территории. Парадокс, американские коммерческие компании, знающие толк в прибыли, полностью игнорируют такое сверхвыгодное мероприятие – а ведь могли бы вложиться своими деньгами и получить славу и выручку.

Удивительное дело, правда?

Июль 2017: Провал испытаний, проведенных “задним числом” в мае

В середине июля 2017 года сайт Engadget выдал удивительную новость из категории “у нас план по упоминаниям в СМИ, да вот только ничего не происходит, поэтому придумаем ну хоть что-то”. В переводе на русский выглядела она примерно так:

Компания Hyperloop One, рассматривающая возможность строительства линии в Европе, провела очередное испытание.

Как утверждается, пробный заезд был организован еще 12 мая, но известно о нем стало лишь сейчас.

В ходе «полномасштабного испытания» в тоннеле с разреженной атмосферой была достигнута скорость 112 км/ч. Это очень далеко от скорости 1200 км/ч, с которой должны будут двигаться серийные поезда, но так и было запланировано, поскольку разработка далека от завершения.

Картинка примечательная – “у нас ничего не загнулось, на самом-то деле мы проводим очень успешные испытания, только сейчас вот вспомнили, что в мае всё прошло очень успешно”. Ценность “новости” подчёркивается наличием целого одного технического параметра – скорости, и пары фоток чего-то – то ли прототипа прототипа капсулы, то ли прототипа прототипа прототипа капсулы. Это явно подсказывает, что испытания идут особо успешно и есть что показать. Хотя, глядя на фото, можно сделать совершенно другие выводы.

Судя по тому, как подвешен данный макет, это именно что декоративный макет. Потому что габариты и то, на чём оное подвешено – немножко не стыкуются.

То есть очередные “успешные испытания”, в очередной (это уже было неоднократно заявлено) раз Полностью Перевернувшие Реальность и Сделавшие Невозможное, а также Совершившие Долгожданный Прорыв (который год уже, да) в очередной раз оказались ровно противоположным – подтверждением того, что годы идут, а никаких реальных наработок – не демонстрируется. Удручающая картинка – у “успешных испытаний” вместо капсулы – макет, вместо заявленной скорости – другая, более чем на порядок ниже, вместо заявленной грузоподъёмности – ничего, вместо всех остальных заявленных условий – то же самое. Один логотип только и упоминание в СМИ с подчёркиванием успешности успеха.

Что ещё более показательно – так то, что как-то тихо заминается ситуация с имеющимися гиперлупами.

Ведь год-полтора назад, когда Hyperloop пытались втюхать России за счёт госфинансирования, был массовый прессинг покупных статей в СМИ, которые постоянно сообщали, что в разных странах (то в Чехии, то в ОАЭ) уже всё подписано и они уже “начали путь в будущее”. Что им вот-вот сейчас уже быстро построят очень дешёвый супертехнологичный супертранспорт, и нам надо, побыстрее, и пусть государство выделяет.

Очень интересно спросить – а где эти, уже годами подписанные и строящиеся гиперлупы? Километр которых, по заявлениям пропагандистов “маско-хайтеха”, дешевле обычной железной дороги? У которых все трубы обклеены солнечными батареями и электричество чуть ли не генерится в нагрузку, и вообще проезд вот-вот бесплатный-то будет?

Ну, где? Вообще-то вторая половина 2017 года.

Февраль 2018: Украинский “Майдан Мёбиуса”

История повторяется трижды – как комедия, как фарс, и на Украине.

Hyperloop не стал исключением.

22 февраля 2018 года на уровне правительства Украины анонсируется:

Украинский HyperloopУкраинский Hyperloop
(кликните для увеличения до 507 px на 688 px)
Учебный центр Advanced Traininginfo@atraining.ru

, а 23 февраля детально рассказывается о планах на тему Hyperloop:

Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян заявил о создании Центра транспортных инноваций и тестовой площадки для реализации проекта Hyperloop в Украине.

“Мы учреждаем Центр транспортных инноваций Hype.ua, который должен создать первую тестовую площадку в Днепре”, – сказал министр инфраструктуры в ходе пресс-брифинга в Киеве в четверг.

По его словам, к инициативе присоединились Национальная академия наук Украины (НАНУ), госконцерн “Укроборонпром”, Каховский завод электросварочного оборудования и др.

“Пока еще нет окончательной модели, как будет функционировать Hyperloop One во всем мире. Поэтому мы рады, что присоединяемся к проекту на этом уровне”, – отметил министр.

По его словам, уже в этом году министерство ожидает получения научной оценки проекта НАН, а в 2019 году намерено запустить тестовую площадку, то есть перейти ко второму этапу реализации проекта. После тестовой стадии министерство намерено начать строительство. При этом министр уточнил, что рассчитывает на частные инвестиции.

“Этот проект однозначно имеет смысл в Украине. Уверен, мы найдем инвесторов, готовых вложить средства в этот проект”, – сказал он, заметив, что по предварительным подсчетам, сооружение такого транспорта обойдется в несколько раз дешевле высокоскоростных железнодорожных сообщений.

По словам В.Омеляна, рассматривается вариант как пассажирских, так и контейнерных перевозок.

Как уточнил глава “Укроборонпрома”, по предварительным подсчётам, строительство инфраструктуры без подвижного состава обойдется более чем в $3 млрд.

Между тем Украина не значится среди стран, которые рассматривались для этого проекта. Ближайшей страной, которая могла бы быть в нем участником, является Польша.

Ситуация вполне понятна и предсказуема.

Hyperloop раскручивается уже более 5 лет. Результатов – нуль. Не сделано ничего, не разработано ни одной технологии, все сказки о “вот уже в Тайной Стране начали строить” оказываются или совсем сказками, или неким подписанием меморандума о взаимопонимании, ничего не фиксирующего. Несмотря на все уверения в “всё – частная инициатива, всё будет строиться на деньги инвесторов” тему Hyperloop впихивают строго под госбюджет, ну или схему “начнём-то мы строить, а как только что-то не так пойдёт – вот пусть государство доделывает”.

Это известная схема имитации “негосударственных инициатив”, когда проект, который не нужен ни одному частнику (т.к. или убыточен или нереализуем технически), провозглашается ценнейшим и стратегическим, с оговоркой “но государство, увы, не тянет – поможем мы, инициативные бизнесмены”, с минимальным привлечением средств идёт имитация начала работ, после чего осуществляется уход с темы и “а пусть государство доделывает, это ему важнее чем нам”. При грамотном подходе можно сымитировать начало работ за копейки, а после отбить всё на том, что государству придётся компенсировать какие-нибудь специализированные и эксклюзивные, не допускающие тендера, статьи расходов.

Нью-колониальная схема, когда бусы стали технологичнее, но костяк идеи остался тем же – приплывает заморский корабль и за бусы забирает вполне ощутимые металлы, минералы и золото – приговаривая “в новых бусах вы прямо белый человек” – основа маркетинга Hyperloop уже годы.

И было бы удивительно, если бы в максимально коррупционной и упавшей в плане технической грамотности ниже большинства стран Африки Украине это бы не попробовали реализовать.

Что мы видим в заявлении министра, если рассмотреть его (заявление) внимательно?

Первое – это признание, что с практической реализацией всё по нулям. Действительно, нет ни практически работающих Hyperloop, ни прототипов, ни функциональных моделей. Нет наработок по внедрению, т.к. не известны даже примерные технические параметры итоговой системы. Есть только рекламный и маркетинговый материал. Все попытки втюхать Hyperloop в различные страны за счёт госбюджета (других попыток нет – это такой “гарантированно коммерчески успешный сервис”, за который почему-то не хватаются коммерческие компании, владеющие железными дорогами) заканчивались на уровне заявлений и запросов ТЭО.

Второе – что пока только есть намерения взять денег у кого-нибудь и через какое-то время построить тестовую площадку, на которой что-то потестировать. То есть поделать ту же имитационную деятельность, которая идет вокруг Hyperloop уже годы. Смысл тестирования неких частичных компонентов решения, не являющихся прорывными или подлежащих патентованию, отсутствует – очевидно, что можно тестово запустить тележку в трубе. Какие именно теоретические предположения это доказывает? Ведь можно бесконечно делать некие тесты-испытания, которые визуально относятся к проблематике, но никак не помогают её решить. Тележки могут ездить по рельсам, а рельсы могут быть внутри труб. Если годами запускать “испытания” подобного рода – уровня Дворца Пионеров времён СССР – и каждый раз тщательно имитировать “О господи, божечки-божечки, уиии, они сотворили Это! Это Прорыв и Новая Эпоха!” – то да, на целевую аудиторию маскофилов-гуманитариев это подействует, т.к. у них слабая память и околонулевые аналитические способности, но вообще процесс этот может быть бесконечным – так как по результатам “испытаний” нет развития НИОКР и технологий. Можно с тем же успехом запускать с балкона бумажные самолётики, каждый раз делая их из бумаги разного цвета, и каждый раз называть это “новым прорывом”. Ведь синий ещё не запускали, например, а он полетел – а значит прорыв и новое. Стандартный логический баг маскофилов – “необычное = двигает науку вперёд, прорыв”. Ну да, можно организовывать студенческие конкурсы, годами – они будут в трубе запускать тележки разной формы. Это здорово, но что толку, если это запуск необычной тележки ради запуска?

Третье – это наличие стандартных hyperloop-мемов про “будет в несколько раз дешевле обычной железной дороги” (и по остальным параметрам только лучше) и придуманная в 2016 году, под попытку освоить бюджет Нового Шёлкового Пути (см.выше), возможность перевозки грузов.

Абсолютно у любого проекта Маска есть эта мантра про “в несколько раз дешевле”. Это было и у “уникальной генерящей электричество” черепицы, и у “зарабатывающей деньги настенной батареи Powerwall”, и у всего остального – и везде по факту оказывалось враньём. Вторая популярная и стандартная мантра – про “всё будет в солнечных панелях и будет независимо и только прибыль приносить, попутно генеря энергию”. Такие батареи тоже были пририсованы ко всем проектам – от “всемирной фабрики Gigafactory” до Hyperloop; везде это также оказалось враньём.

В случае Украины также надо учитывать политическую подоплеку. Во-первых в стране разрушена логистика, а из-за профашистского киевского режима страна умудрилась потерять своё географическое преимущество и стать изгоем в плане торговых путей. Новый Шёлковый Путь пошёл в обход Украины, черноморские порты оказались никому не нужны. Ветки железных дорог строятся в обход Украины, объёмы перевозок только снижаются. Безусловно, на этом фоне нужен некий реванш в глазах населения – и за его имитацию можно и немножко заплатить. Тезис-то простой – “У глупых москалей и глупых китайцев зачем-то высокоскоростные железные дороги строятся – а мы-то на нашем хуторе хитренькие и умненькие, мы сразу суперсверхскоростные будем строить! Тогда можно как-то замять то, почему у нас с каждым годом с обычными железными дорогами всё хуже и хуже – отмахнёмся от этого, какой смысл это обсуждать, если уже строим куда как более продвинутое?”. Методика известная и рабочая, позволяет переключить внимание общества с текущих проблем на предвкушение успехов. Опробовано в США – на вопрос “а почему мы больше не первая экономика мира и средний класс живёт всё хуже и хуже” – много роликов про самую большую ракету и голливудская продукция про супероружие, лазеры и всё прочее. Это ж приятнее, чем над ценой медстраховки задумываться, например.

Заход в Россию с целью развести госбюджет на афёру с Hyperloop в 2016 году не состоялся – что ж, почему не попробовать на Украине? Тем более, что коррупция уже очевидна – тема Hyperloop появилась на Украине не вчера, а год назад – уже в украинский веб-сайт виртуального фонда Ukrainian Institute for the Future, курируемый Антониной Геращенко, выложил некое “исследование экономической целесообразности Hyperloop на Украине”, полностью состоящее из предположений и домыслов, набитое стандартными мифами типа “кстати во множестве европейских стран уже строятся тайные гиперлупы” и “Украина, как ключевой участник Нового Шёлкового Пути” (жалко, что Китай про это не в курсе, да). Т.е. нужность затрат на экспериментальные гиперлупы уже давно адресно лоббирует карманная контора члена правительства.

Соответственно, можно с высокой точностью предположить дальнейшее развитие событий.

Маск от любой ответственности за всё это и подобное будет дистанцироваться – он прибыли и пиар приватизирует, а остальное – неинтересно.

Украинская академия наук, оголодав от нищеты, срочно признает проект суперперспективным, особо подчёркивая евроинтегрированность и “а у москалей такого нету”.

На проект будут запрошены огромные деньги из бюджета – т.к. все они уйдут на разворовывание, то можно будет раздать нужные суммы всем участникам цепочки – от чиновников до академиков.

Будет сделано несколько бравурных движений – с демонстрациями, победоносными заявлениями и разрезаниями ленточек – и в СМИ всё будет подаваться как “буквально уже вот-вот заработает”.

Потом проект тихо умрёт – ну, разве что, с поправкой на украинскую действительность, пару раз задержки свалят на агентов Кремля и КГБ.

Вариантов немного, и можно лишь констатировать то, что в 2018 году у Hyperloop всё только хуже со времён 2014 – годы идут, а результатов нуль. И речь не про технические – там-то понятно, в любом мероприятии Маска ни о каких технологиях речи не идёт – нет ни одного реально освоенного госбюджета.

Четыре миллиарда

Буквально через день новости принесли более точную информацию, которая показывает то, что с прогнозами всё получилось достаточно точно.

«Южмашу» доверили строительство Hyperloop за четыре миллиарда долларов

Официальный пресс-релиз выглядит так:

Что по факту?

Из заголовков новостей можно предположить, что “Южмашу” что-то доверили – фактически же подписан меморандум о понимании, притом между 10 участниками – часть из которых некоммерческие фонды, часть гос.учреждения – о том, что “было бы здорово как-то поучаствовать в проекте”. Фактического перечня работ, сроков оных и прочих “мелочей” – нет.

Полный список участников, подписавших меморандум, выглядит так:

  • Национальная академия наук Украины;
  • ГК «Укроборонпром»;
  • Octagonal Corporation;
  • Коммунальное предприятие «Агентство развития Днепра» Днепровского городского совета;
  • ООО «Интерпайп Украина»;
  • ОАО «Каховский завод электросварочного оборудования»;
  • Unit.City;
  • Украинский институт будущего;
  • Платформа развития инноваций;

Из этого достаточно прозрачно следует, что речь идёт в очередной раз о чисто пиар-теме, где рулит “сопричастность” и “упоминаемость”. Трудно представить себе коллективную работу над гиперлупом упомянутой разношерстной тусовки. А вот лычку “… участвовали в суперхайтехе” все уже получили, вне зависимости от результатов. Денег же ни у кого из перечисленных банально нет.

Про 4 миллиарда тема примерно такая же – это некое теоретическое предположение о том, сколько можно будет пропустить денег через проект. В документах этого числа нет, оно из категории “Предполагаемая прибыль Украины, если бы в 2014 году Новый Шёлковый Путь пошёл через неё”.

Смешное в документе то, что он документально подтверждает, что все рассказы о “тайных уже строящихся гиперлупах” – фейк:

… within which the development of the newest transport technologies in Ukraine, first of all, the high-speed transport system Hyperloop

То есть на конец февраля 2018 года, как и предполагалось, ни с кем ничего, кроме никак не обязывающих меморандумов о намерениях, не подписано, и работы не начаты. Все сказки “в Европе уже начали”, “арабы уже строят” – сказки. И в данном случае, что смешно, ситуация такая же – подписан меморандум. Проекта нет, ответственности сторон нет, задач нет.

Схема “проекта” выглядит весьма удобно:

В течение первого этапа — исследовательского — планируется получить научную оценку относительно необходимых технологий, возможных рисков и потенциала проекта. Второй этап — создание тестовой площадки в городе Днепр при поддержке партнеров, которые строят Hyperloop в Мексике. Третий этап — промышленное производство

Первый этап, при желании, затягивается до бесконечности – как это уже и идёт. Можно, конечно, предположить, что до этого-то научных оценок не было, но тогда получится очень странно.

Что тогда вообще делается в проекте Hyperloop пять последних лет, если надо заново искать необходимые технологии? Там же всё на суперхайтехе и уже почти готово – что значит “нужна оценка необходимых технологий”? Если её нет – то что делалось всё это время? Если она есть – что мешает её использовать – на Украине какие-то особые условия для гиперлупов, другая плотность воздуха, гравитация и физические константы? Если ничего не построено, и пять лет только “непрерывно успешно разрабатывались прорывные технологии” – то что будет за менее чем год (до 2019) делаться под Днепропетровском в рамках “первичной оценки относительно необходимых технологий”?

Будем реалистами – умирающему от отсутствия загрузки Южмашу надо под каким-то предлогом выбить бабло из государства. А куче фондов – попилить их, заодно получив прокачку к PR. Украина со страниц новостей уходит, она надоела – следовательно, 100500е нытьё про войну и “спасаем белокурых арийских детей Европы от звероподобных азиатских орд” не пройдёт. А вот зайти со стороны хайтеха – прикольно. Плюс потешить самолюбие тех, кто 4 года уже ждёт “после Майдана станем хайтех-державой, всюду технопарки и ребята сидят за ноутбуками и миллиарды своим умом зарабатывают”, фриланся за гроши.

Имитировать “движение” по этому проекту несложно – тайные супертехнологии, над которыми идёт работа (зачем, интересно, если они уже разработаны, ну, по легендам – вплоть до тайного материала Вибраниум) показывать не надо, а на каком-нибудь полигоне сваривать трубы с красивыми логотипами и фоткать можно годами – это недорого. Для имитации прогресса – самое то.

Март 2018: Очередная демонстрация имитации

Одной из сказок про Hyperloop, нужной для “прогибания” потенциальных клиентов, был обычный для американских “холодных продаж” приём – враньё про “в тайных далёких странах уже давно всё строят”. Одной из таких стран называлось абстрактное “у арабов”, в зависимости от фантазии автора обозначавшего или ОАЭ, или Саудовскую Аравию, или даже Кувейт.

Показательным моментом про реальную ситуацию стала прошедшая на днях выставка, на которой потенциальным арабским инвесторам показали макет прототипа (не ржать) капсулы Hyperloop.

First look at what it would be like inside a hyperloop pod

Революционный макет размера примерно с автобус с революционными креслами и революционным освещением революционно понравился потенциальным инвесторам. Они оценили, что с 2012 года проделана уникальная и прорывная работа. Слышались голоса “Да, вот это сиденья – все остальные отстали на 50-100 лет”, некоторые даже пытались забросать Hyperloop деньгами, умоляя взять миллиарды на такой безусловно уникальный прорывной уникум.

По факту ситуация показывает, что проект встал и годами на публику выносятся показательные акции, имитирующие активность, но при ближайшем рассмотрении показывающие, что дела идут примерно никак. Если на выставках показывают макет прототипа, то нет даже примерного представления, что планируется получить в итоге. Если годами муссируется одна и та же тема – ослепительные обещания суперэкономии и супертехнологий, “только дайте денег и никаких гарантий”, а по факту никаких технологий нет и всё, что демонстрируется – некая специально сделанная под конкретную аудиторию (в данном случае – богатых арабов) модель внутреннего убранства салона. Возможно, Hyperloop явит миру прорывную схему расстановки кресел или запатентует особый изгиб подлокотников, но всё ж как-то изначально декларировалось совсем другое.


Это - статья из мини-цикла "Прикладная маскология", в котором есть и другие: