Прикладная маскология – Метро и санитары

Уникальное метро от Илона Остаповича Маска уже в продаже

Можно ли в 2016 году объявить об изобретении метрополитена – только с урезанным функционалом и для перевозки одного типа грузов – и выдать это за прорыв и новые технологии?

Можно.

Метро и санитары

Начало

В декабре 2016 года в СМИ появляются статьи восхищённо-мечтательного-инфантильно-глазозакатывательного-охающего-причмокивающего подвида. Примерно такие:

Зачем Илон Маск собрался рыть туннели?

Оче­ред­ная безум­ная идея ви­зи­о­не­ра в рам­ках плана по ко­ло­ни­за­ции Марса.

Ос­но­ва­тель Tesla (NASDAQ: Tesla Motors [TSLA]) и SpaceX решил за­нять­ся со­зда­ни­ем ав­то­мо­биль­ных тон­не­лей.

Тон­не­ле­про­ход­че­ские ком­плек­сы — огром­ные аг­ре­га­ты раз­ме­ром с ло­ко­мо­тив, спо­соб­ные про­кла­ды­вать тон­не­ли под зем­лей. По лю­бо­пыт­но­му сов­па­де­нию их форма от­лич­но под­хо­дит для по­груз­ки на ра­ке­ту, ле­тя­щую на Марс.

Впер­вые об оче­ред­ной неве­ро­ят­ной идее Маска стало из­вест­но на вы­ход­ных. Про­ка­тив­шись по до­ро­гам Ка­ли­фор­нии и по­сто­яв в проб­ках, ген­ди­рек­тор Tesla на­пи­сал в Twitter: «Проб­ки сво­дят меня с ума. Я со­би­ра­юсь за­нять­ся со­зда­ни­ем тон­не­ле­про­ход­че­ской ма­ши­ны и про­сто на­чать ко­пать».

Ком­па­нию он на­зо­вет The Boring Company (в англ. омо­ним boring имеет два зна­че­ния — бу­ре­ние и скуч­ный).

Все они базируются на одном твите И.Маска, который обнаружил, что стоять в пробке можно и на Тесле, и с автопилотом.

Реакция на этот твит весьма хорошо показывает градус адекватности аудитории – из заявления “я начну копать” делаются выводы от “по сути, можно сказать, что уже всё получилось, господи, как же классно что в такое время живём” до “вот человек одним твитом изменил весь мир”.

Ну, тут не поспоришь – если мир состоит из твитов, и твиты Маска в нём считаются главными, то твит Маска может изменить мир. Просто это небольшой мир, локализованный в психике конкретного индивидуума.

Удивительно даже, что из этого твита не было сделано ещё более фундаментальных выводов типа “Ну вот и всё. Пока-пока, метрострой. В принципе, через неделю метро можно закапывать – какой в нём смысл, ведь Маск, а значит всё уже по сути готово”. Видимо, опыт “Ну вот и всё. Пока-пока, Газпром. В принципе, через неделю после выхода Powerwall акции Газпрома будут лежать на улицах” сказался.

Маск действительно покупает списанный щит для небольших туннелей:

По любопытному совпадению форма щита отлично подходит для канализационных труб большого диаметра.

И буквально через месяц (видимо, разобравшись, где включать), начались работы. Сотрудники новорожденной Boring Company начинают копать на территории, арендованной для SpaceX – в частности, посреди стоянки.

Весна

Всё активизируется весной (правило для проектов И.Маска, подтверждаемое медициной).

28 апреля 2017 года The Boring Company публикует видеоролик с демонстрацией концепции тоннелей для автомобильного движения

Концепция предполагает:

  • Специальные люки с лифтами на городских автомобильных дорогах для спуска в тоннель и подъёма обратно;
  • Транспортные платформы для автомобилей, которые движутся над контактным рельсом;
  • Скорость движения платформ 200 км/ч;
  • Многоуровневую (до 30 уровней) сеть подземных тоннелей.

Попутно Маск пообещал в 5 раз улучшить характеристики доставшегося ему проходческого щита, ну и по мелочи сообщил что проект будет, конечно же, экологичный, на возобновляемой энергии, дешевле чем обычные дороги и всё подобное, что обычно заявляется во всех таких проектах.

Оставив смех, чуток серьёзно про то, почему концепцией “специального метро для одиночных машин” ничего нельзя улучшить, а можно лишь наоборот.

Время и энергоэффективность

Возить машину, которая является “специальной платформой для перевозки человека”, на специальной платформе – это значит уже на уровне концепции тратить больше энергии. Просто за счёт избыточности системы.

Иначе бы следующим шагом была бы специальная платформа, перевозящая специальную платформу, перевозящая машину.

Всё просто – если машина уже эффективно тратит энергию, то установка её на дополнительную платформу лишь приведёт к росту затрат по всем фронтам – надо будет перевозить бОльший груз (масса платформы добавится), на бОльшее расстояние (машина едет от точки А до точки Б, а в случае с метро добавится поездка от А до ближайшей станции плюс поездка от ближайшей точки выхода до Б), с дополнительными затратами времени и дополнительными затратами мощности.

Нужна будет мощность на поддержание состояния тоннеля (климатический режим, освещение, оборудование путей, системы мониторинга, аварийные системы).

Всё это – даже если не брать в расчёт стартовые затраты на создание туннелей – сделает каждое единичное путешествие “внизу” более дорогим, чем наземное.

Пробки

Пробки на дорогах, которыми пугают, вроде как должны вот-вот закончиться из-за супер-эффективного автопилота. Если так, то непонятно, в чём смысл рыть отдельные и не сравнимые по ширине полосы пропускания с дорогами норы. Ведь те же самые пробки, только гораздо хуже, появятся около тех лифтов, которые будут загружать машины в туннели. Пробки эти будут домножены на гарантированную малую скорость операций по загрузке-выгрузке, подаче лифтов, фиксации машин и прочим “мелочам”, которые неизбежны в случае реальной эксплуатации. Увеличивать скорость операций выше той, при которой находящимся внутри машины комфортно – не получится.

Так что с пробками всё просто – в варианте “специальное метро для отдельных легковушек” они будут, и по времени они будут дольше.

В презентации – подъехал к пустому лифту, он тебя быстро погрузил. В реальности – подъехал, а там очередь из 60 машин, в ней 2 ДТП, потому что очень надёжный он, автопилот Теслы.

Стоимость обслуживания и безопасность

Туннель – сооружение повышенной опасности. Задачи аварийной эвакуации, пожаротушения, решения вопросов с авариями и поломками, обслуживание туннеля – всё это требует сил, денег, энергозатрат, навыков и прочего, что обычно требует некомфортный для инфантильных фантазёров мир взрослых.

Всё это настолько далеко от “начал рыть туннель, а значит дальше всё будет хорошо”, что… да, в общем, разве это может помешать людям верить в очередную сказку?

Волшебные бесплатные кирпичи

Вопрос “а что стало с уникальной SolarCity-черепицей, которая дешевле обычной и плюс генерит электричество – ведь ей тогда, по идее, можно заменить всю остальную черепицу в мире, даже можно электричество не генерить – уже выгода” надо заминать, притом с максимальной скоростью – поэтому внимание инфантильных младецев, гукающих про “скорохайтехприйде, порядок наведе”, переключили на новую идею.

Для борьбы с изматывающими водителей пробками Илон Маск создал компанию, занимающуюся рытьём сети подземных тоннелей. Сейчас одна миля тоннеля обходится как The Boring Company, так и другим строителям примерно в миллиард долларов, но Маск намерен сократить расходы примерно в десять раз за счёт безотходного производства, уменьшения диаметра тоннеля и использования передовых технологий, в том числе спецтехники на электроприводах.

Ждать, пока обычные автомобили научатся летать, или же строить новые наземные дороги Маск не захотел — в первом случае ждать придётся очень долго, во втором дела идут быстрее, но проблемы не решают — шум, грязь и новые пробки никуда не денутся.

Если же быстро и эффективно рыть подземные тоннели, то от пробок можно избавиться довольно быстро. Помимо прокладки тоннелей, компания занята и исследованиями в этой области — именно так специалистам и пришла в голову идея использовать отработанный грунт для производства кирпичей. Ими можно сразу же укрепить арку, новую ветку или использовать их для строительства домов — так инженеры Маска и собираются поступить. Безотходное производство — это модно.

Кирпичи.

Из произвольно выкопанной земли. Которыми сразу же после изготовления укреплять тот же тоннель, где земля и добыта.

То есть копаем специальной штукой, чтобы добыть просто какую-нибудь землю и делаем из неё кирпичи, и они – как обычно – “получаются дешевле обычных и всё удешевляют”.

Очевидно, что теперь любую стройку можно сделать бесплатной – надо просто выкопанную землю превращать в кирпичи и сразу из них же и строить. Огромная экономия на всём – от вывоза породы до закупки кирпичей – очевидна. Да и землю добывать можно дешевле – не закапываться вглубь, а просто с поверхности брать.

Вопрос вида “представляет ли кто-нибудь из комментаторов, как вообще изготавливаются кирпичи” отметается изначально как бессмысленный – потому что будет “да я в игрушке играл в одной, там мышкой тыкаешь и заводик строится, и оттудова они выходят и монетки наверху экрана увеличиваются”.

Отдельно хочется отметить новый тренд верующих в Маска оправдателей – теперь надо говорить не “вовсе-то мы не обосрались”, а “да, здесь это не нужно – а зато на Марсе пригодится”. На Марсе никто не был и там в принципе пригодится всё, так что метод – беспроигрышный. Не выбрасывайте использованные контрацептивы – они пригодятся на Марсе.

Ну и стандартное обещание вида “все туннели копают – а я купил машину для этого дела, посмотрел, и в 10 раз эффективнее можно, легко” – которое предсказуемо займёт место в свалке таких же других обещаний Маска.

Целевая аудитория “верующих в хайтех” также не подводит ожиданий.

Тоннели лучше капать там где в породе кимберлитовых трубок побольше или на худой конец трансурановые руды встречаются. Так заметно прибыльнее выйдет.

(орфография оригинала)

Копал туннель под Мытищами, встретились трансурановые руды. Поговорили с ними, дальше копаем. Всё ОК, хайтех-коммьюнити.


Это - статья из мини-цикла "Прикладная маскология", в котором есть и другие: