Прикладная маскология – Метро и санитары

Уникальное метро от Илона Остаповича Маска уже в продаже

Можно ли в 2016 году объявить об изобретении метрополитена – только с урезанным функционалом и для перевозки одного типа грузов – и выдать это за прорыв и новые технологии?

Можно.

Метро и санитары

Начало

В декабре 2016 года в СМИ появляются статьи восхищённо-мечтательного-инфантильно-глазозакатывательного-охающего-причмокивающего подвида. Примерно такие:

Зачем Илон Маск собрался рыть туннели?

Оче­ред­ная безум­ная идея ви­зи­о­не­ра в рам­ках плана по ко­ло­ни­за­ции Марса.

Ос­но­ва­тель Tesla (NASDAQ: Tesla Motors [TSLA]) и SpaceX решил за­нять­ся со­зда­ни­ем ав­то­мо­биль­ных тон­не­лей.

Тон­не­ле­про­ход­че­ские ком­плек­сы — огром­ные аг­ре­га­ты раз­ме­ром с ло­ко­мо­тив, спо­соб­ные про­кла­ды­вать тон­не­ли под зем­лей. По лю­бо­пыт­но­му сов­па­де­нию их форма от­лич­но под­хо­дит для по­груз­ки на ра­ке­ту, ле­тя­щую на Марс.

Впер­вые об оче­ред­ной неве­ро­ят­ной идее Маска стало из­вест­но на вы­ход­ных. Про­ка­тив­шись по до­ро­гам Ка­ли­фор­нии и по­сто­яв в проб­ках, ген­ди­рек­тор Tesla на­пи­сал в Twitter: «Проб­ки сво­дят меня с ума. Я со­би­ра­юсь за­нять­ся со­зда­ни­ем тон­не­ле­про­ход­че­ской ма­ши­ны и про­сто на­чать ко­пать».

Ком­па­нию он на­зо­вет The Boring Company (в англ. омо­ним boring имеет два зна­че­ния — бу­ре­ние и скуч­ный).

Все они базируются на одном твите И.Маска, который обнаружил, что стоять в пробке можно и на Тесле, и с автопилотом.

Реакция на этот твит весьма хорошо показывает градус адекватности аудитории – из заявления “я начну копать” делаются выводы от “по сути, можно сказать, что уже всё получилось, господи, как же классно что в такое время живём” до “вот человек одним твитом изменил весь мир”.

Ну, тут не поспоришь – если мир состоит из твитов, и твиты Маска в нём считаются главными, то твит Маска может изменить мир. Просто это небольшой мир, локализованный в психике конкретного индивидуума.

Удивительно даже, что из этого твита не было сделано ещё более фундаментальных выводов типа “Ну вот и всё. Пока-пока, метрострой. В принципе, через неделю метро можно закапывать – какой в нём смысл, ведь Маск, а значит всё уже по сути готово”. Видимо, опыт “Ну вот и всё. Пока-пока, Газпром. В принципе, через неделю после выхода Powerwall акции Газпрома будут лежать на улицах” сказался.

Маск действительно покупает списанный щит для небольших туннелей:

По любопытному совпадению форма щита отлично подходит для канализационных труб большого диаметра.

И буквально через месяц (видимо, разобравшись, где включать), начались работы. Сотрудники новорожденной Boring Company начинают копать на территории, арендованной для SpaceX – в частности, посреди стоянки.

Весна

Всё активизируется весной (правило для проектов И.Маска, подтверждаемое медициной).

28 апреля 2017 года The Boring Company публикует видеоролик с демонстрацией концепции тоннелей для автомобильного движения

Концепция предполагает:

  • Специальные люки с лифтами на городских автомобильных дорогах для спуска в тоннель и подъёма обратно;
  • Транспортные платформы для автомобилей, которые движутся над контактным рельсом;
  • Скорость движения платформ 200 км/ч;
  • Многоуровневую (до 30 уровней) сеть подземных тоннелей.

Попутно Маск пообещал в 5 раз улучшить характеристики доставшегося ему проходческого щита, ну и по мелочи сообщил что проект будет, конечно же, экологичный, на возобновляемой энергии, дешевле чем обычные дороги и всё подобное, что обычно заявляется во всех таких проектах.

Оставив смех, чуток серьёзно про то, почему концепцией “специального метро для одиночных машин” ничего нельзя улучшить, а можно лишь наоборот.

Время и энергоэффективность

Возить машину, которая является “специальной платформой для перевозки человека”, на специальной платформе – это значит уже на уровне концепции тратить больше энергии. Просто за счёт избыточности системы.

Иначе бы следующим шагом была бы специальная платформа, перевозящая специальную платформу, перевозящая машину.

Всё просто – если машина уже эффективно тратит энергию, то установка её на дополнительную платформу лишь приведёт к росту затрат по всем фронтам – надо будет перевозить бОльший груз (масса платформы добавится), на бОльшее расстояние (машина едет от точки А до точки Б, а в случае с метро добавится поездка от А до ближайшей станции плюс поездка от ближайшей точки выхода до Б), с дополнительными затратами времени и дополнительными затратами мощности.

Нужна будет мощность на поддержание состояния тоннеля (климатический режим, освещение, оборудование путей, системы мониторинга, аварийные системы).

Всё это – даже если не брать в расчёт стартовые затраты на создание туннелей – сделает каждое единичное путешествие “внизу” более дорогим, чем наземное.

Пробки

Пробки на дорогах, которыми пугают, вроде как должны вот-вот закончиться из-за супер-эффективного автопилота. Если так, то непонятно, в чём смысл рыть отдельные и не сравнимые по ширине полосы пропускания с дорогами норы. Ведь те же самые пробки, только гораздо хуже, появятся около тех лифтов, которые будут загружать машины в туннели. Пробки эти будут домножены на гарантированную малую скорость операций по загрузке-выгрузке, подаче лифтов, фиксации машин и прочим “мелочам”, которые неизбежны в случае реальной эксплуатации. Увеличивать скорость операций выше той, при которой находящимся внутри машины комфортно – не получится.

Так что с пробками всё просто – в варианте “специальное метро для отдельных легковушек” они будут, и по времени они будут дольше.

В презентации – подъехал к пустому лифту, он тебя быстро погрузил. В реальности – подъехал, а там очередь из 60 машин, в ней 2 ДТП, потому что очень надёжный он, автопилот Теслы.

Стоимость обслуживания и безопасность

Туннель – сооружение повышенной опасности. Задачи аварийной эвакуации, пожаротушения, решения вопросов с авариями и поломками, обслуживание туннеля – всё это требует сил, денег, энергозатрат, навыков и прочего, что обычно требует некомфортный для инфантильных фантазёров мир взрослых.

Всё это настолько далеко от “начал рыть туннель, а значит дальше всё будет хорошо”, что… да, в общем, разве это может помешать людям верить в очередную сказку?

Волшебные бесплатные кирпичи

Вопрос “а что стало с уникальной SolarCity-черепицей, которая дешевле обычной и плюс генерит электричество – ведь ей тогда, по идее, можно заменить всю остальную черепицу в мире, даже можно электричество не генерить – уже выгода” надо заминать, притом с максимальной скоростью – поэтому внимание инфантильных младецев, гукающих про “скорохайтехприйде, порядок наведе”, переключили на новую идею.

Для борьбы с изматывающими водителей пробками Илон Маск создал компанию, занимающуюся рытьём сети подземных тоннелей. Сейчас одна миля тоннеля обходится как The Boring Company, так и другим строителям примерно в миллиард долларов, но Маск намерен сократить расходы примерно в десять раз за счёт безотходного производства, уменьшения диаметра тоннеля и использования передовых технологий, в том числе спецтехники на электроприводах.

Ждать, пока обычные автомобили научатся летать, или же строить новые наземные дороги Маск не захотел — в первом случае ждать придётся очень долго, во втором дела идут быстрее, но проблемы не решают — шум, грязь и новые пробки никуда не денутся.

Если же быстро и эффективно рыть подземные тоннели, то от пробок можно избавиться довольно быстро. Помимо прокладки тоннелей, компания занята и исследованиями в этой области — именно так специалистам и пришла в голову идея использовать отработанный грунт для производства кирпичей. Ими можно сразу же укрепить арку, новую ветку или использовать их для строительства домов — так инженеры Маска и собираются поступить. Безотходное производство — это модно.

Кирпичи.

Из произвольно выкопанной земли. Которыми сразу же после изготовления укреплять тот же тоннель, где земля и добыта.

То есть копаем специальной штукой, чтобы добыть просто какую-нибудь землю и делаем из неё кирпичи, и они – как обычно – “получаются дешевле обычных и всё удешевляют”.

Очевидно, что теперь любую стройку можно сделать бесплатной – надо просто выкопанную землю превращать в кирпичи и сразу из них же и строить. Огромная экономия на всём – от вывоза породы до закупки кирпичей – очевидна. Да и землю добывать можно дешевле – не закапываться вглубь, а просто с поверхности брать.

Вопрос вида “представляет ли кто-нибудь из комментаторов, как вообще изготавливаются кирпичи” отметается изначально как бессмысленный – потому что будет “да я в игрушке играл в одной, там мышкой тыкаешь и заводик строится, и оттудова они выходят и монетки наверху экрана увеличиваются”.

Отдельно хочется отметить новый тренд верующих в Маска оправдателей – теперь надо говорить не “вовсе-то мы не обосрались”, а “да, здесь это не нужно – а зато на Марсе пригодится”. На Марсе никто не был и там в принципе пригодится всё, так что метод – беспроигрышный. Не выбрасывайте использованные контрацептивы – они пригодятся на Марсе. Порвался носок? Храните, похваливая себя за предусмотрительность и радуясь. Потом, на Марсе, будет ценна каждая мелочь.

Ну и стандартное обещание вида “все туннели копают – а я купил машину для этого дела, посмотрел, и в 10 раз эффективнее можно, легко” – которое предсказуемо займёт место в свалке таких же других обещаний Маска.

Целевая аудитория “верующих в хайтех” также не подводит ожиданий.

Тоннели лучше капать там где в породе кимберлитовых трубок побольше или на худой конец трансурановые руды встречаются. Так заметно прибыльнее выйдет.

(орфография оригинала)

Копал туннель под Мытищами, встретились трансурановые руды. Поговорили с ними, дальше копаем. Всё ОК, хайтех-коммьюнити.

Прорыв июля 2017 – скептики посрамлены

Июль начался с новости, уничтожившей всех скептиков на корню.

Первый тоннель Илона Маска заработает через неделю

Одна из компаний американского предпринимателя Илона Маска — The Boring Company — близка к реализации первого проекта по строительству тоннеля для подземного перемещения автомобилей.

Вполне очевиден тренд реакции на новость в секте маскофилов.

ЧТО ТЕПЕРЬ СКАЖУТ СКЕПТИКИ?

ВОТ И ВСЁ. ВОТ ВАМ И МЕТРО ВАШЕ СОБЯНИНСКОЕ. ВОТ ВАМ И ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛЬНЫЕ. ВОТ, РЕАЛЬНЫЙ ТОННЕЛЬ, РЕАЛЬНО РАБОТАЮЩИЙ. ТЕПЕРЬ-ТО ВСЁ ИЗМЕНИТСЯ. ОН СДЕЛАЛ ЭТО. РЕВОЛЮЦИЯ.

Очевидно, что через неделю акции метрополитена будут валяться на земле так же, как акции Газпрома через неделю после выхода настенной батарейки Powerwall (в мае 2015 года).

Одна лишь мелочь в исходной новости оставалась не до конца объяснённой с точки зрения побед и успехов:

… будет соединять здание основной компании Маска SpaceX в городе Хоторн, Калифорния, с парковкой, расположенной через дорогу.

Через дорогу.

Там 14 (почти 15) метров.

Да…

Ну, ничего. Год копать, вложить миллионы, и концептуальный подземный переход – Маск, в принципе, уже тянет на мэра какого-нибудь украинского города – там с помпой открывают автобусную остановку, например.

Тоже ведь результат.

А главное – теперь можно будет говорить стандартное:

А вот вы говорили, что ничего не работает. Пожалуйста, вот. Видите? Ведь что-то работает. А раз что-то как-то работает, то значит по сути всё работает и идеально. А значит потом доработают и доделают. Без вариантов, иначе быть не может. А я в это верую. А я думаю всё получится – надо нам просто сидеть да ждать, пока всё само собой так классно-то становится – успевай только наблюдать. Какая разница, как оно сейчас работает и какие затраты – всё станет лучше, обязательно.

Да-да, примерно как “ежегодно снижающиеся расходы и увеличивающийся КПД у Теслы” и “постоянное снижение стоимости запусков у SpaceX”.


Это - статья из мини-цикла "Прикладная маскология", в котором есть и другие:

  • Sergey Shenberg

    Любопытно, что на стоянке видны мегаинновационные автомобили.
    А именно:чОрный линкольн навигатор или форд экспедишн образца 1998 года, паспортный расход топлива около 25 литров, два шевроле субурбана тех же лет и расхода, форд Ф150 или 250, этот уж посвежее, ему всего лет десять-пятнадцать и он с экологичным (Аж евро2) дизельком.
    Понятно, что я в нищей РФ катаюсь на древнем эксплорере того же года, а вот от сотрудников теслы ожидаешь увидеть автомобили хотя бы на гарантии. Или им кредита не дают?

  • Joker_vD

    “…строить новые наземные дороги… проблемы не решают — …пробки никуда не денутся. Если же быстро и эффективно рыть подземные тоннели, то от пробок можно избавиться довольно быстро.”

    Я так думаю, все хотели бы уметь рыть тоннели на порядки быстрее и дешевле, чем строятся автодороги — но что-то мне подсказывает, что тут есть нюансы непреодолимой силы. А то так тоже можно заявить, что танки не нужны, а надо строить огромных человекообразных боевых роботов — если их строить очень быстро и эффективно, то это будет гораздо лучше производства танков.

  • Роман Степанчук

    Я таки думаю, что идея “капать” там где урановые руды — это был троллинг.

  • Это ж “гик-коммьюнити” типовое. Куча гуманитариев, верующих в хайтех и в любую визуальную имитацию прогресса. Там стильным и крутым считается использовать наукообразные слова, чтобы показать сопричастность к оной тематике, а что эти слова обозначают – они не знают. Поэтому да, “давайте туннелей покопаем, только так, чтобы через кимберлитовые трубки и руду попутно выкапывать, так ведь выгоднее, чем просто так-то копать” – там это нормальным считается.

  • Роман Степанчук

    Мне кажется, ты не учитываешь, что туда в комменты ходят и из твоих постов.

  • Учитываю. Но не наоборот.

    Думаю, всё дело в трансурановых рудах.

  • Sander Brynsnes

    Кимберлитовые трубы прочищать ходят. Ну, те, которые из вибраниума, т.е. сплава илония и имагиниария, в результате соединиения которых получаются вибраний и побочный продукт – мифрил

  • Amanda O

    Илону Маску фантастические б романы писать и продавать те же идеи, но честно, как Жюль Верн делал. Но он же “продвинутый и иновационный”. Его такая “денежная мелочь” не устраивает и репутационно обижает.))) Богатые лохи и их подражалы должны делиться своим богатством с Богом от High-tech’а. И никак меньше!

  • Alexandre Iarmoliouk

    Прикол в том, что ни одной Теслы я там не увидел. Наверное, плохо смотрел.

  • Alexandre Iarmoliouk

    К слову, маскодрочеры абсолютно правы, когда от восторга визжат “господи, как же классно что в такое время живём”. В другое-то время им бы работать пришлось…

  • Ващенко Алексей

    Маск не может ни остановиться, ни даже притормозить. Это погибель империи и церкви “свидетелей Маска”.
    В окончательном тупике могу только предположить “вознесение” в ракете “Space X” одиночное путешествие за пределы Солнечной системы. =)