Прикладная маскология – Метро и санитары

Уникальное метро от Илона Остаповича Маска уже в продаже

Можно ли в 2016 году объявить об изобретении метрополитена – только с урезанным функционалом и для перевозки одного типа грузов – и выдать это за прорыв и новые технологии?

Можно.

Метро и санитары

Начало

В декабре 2016 года в СМИ появляются статьи восхищённо-мечтательного-инфантильно-глазозакатывательного-охающего-причмокивающего подвида. Примерно такие:

Зачем Илон Маск собрался рыть туннели?

Оче­ред­ная безум­ная идея ви­зи­о­не­ра в рам­ках плана по ко­ло­ни­за­ции Марса.

Ос­но­ва­тель Tesla (NASDAQ: Tesla Motors [TSLA]) и SpaceX решил за­нять­ся со­зда­ни­ем ав­то­мо­биль­ных тон­не­лей.

Тон­не­ле­про­ход­че­ские ком­плек­сы — огром­ные аг­ре­га­ты раз­ме­ром с ло­ко­мо­тив, спо­соб­ные про­кла­ды­вать тон­не­ли под зем­лей. По лю­бо­пыт­но­му сов­па­де­нию их форма от­лич­но под­хо­дит для по­груз­ки на ра­ке­ту, ле­тя­щую на Марс.

Впер­вые об оче­ред­ной неве­ро­ят­ной идее Маска стало из­вест­но на вы­ход­ных. Про­ка­тив­шись по до­ро­гам Ка­ли­фор­нии и по­сто­яв в проб­ках, ген­ди­рек­тор Tesla на­пи­сал в Twitter: «Проб­ки сво­дят меня с ума. Я со­би­ра­юсь за­нять­ся со­зда­ни­ем тон­не­ле­про­ход­че­ской ма­ши­ны и про­сто на­чать ко­пать».

Ком­па­нию он на­зо­вет The Boring Company (в англ. омо­ним boring имеет два зна­че­ния — бу­ре­ние и скуч­ный).

Все они базируются на одном твите И.Маска, который обнаружил, что стоять в пробке можно и на Тесле, и с автопилотом.

Реакция на этот твит весьма хорошо показывает градус адекватности аудитории – из заявления “я начну копать” делаются выводы от “по сути, можно сказать, что уже всё получилось, господи, как же классно что в такое время живём” до “вот человек одним твитом изменил весь мир”.

Ну, тут не поспоришь – если мир состоит из твитов, и твиты Маска в нём считаются главными, то твит Маска может изменить мир. Просто это небольшой мир, локализованный в психике конкретного индивидуума.

Удивительно даже, что из этого твита не было сделано ещё более фундаментальных выводов типа “Ну вот и всё. Пока-пока, метрострой. В принципе, через неделю метро можно закапывать – какой в нём смысл, ведь Маск, а значит всё уже по сути готово”. Видимо, опыт “Ну вот и всё. Пока-пока, Газпром. В принципе, через неделю после выхода Powerwall акции Газпрома будут лежать на улицах” сказался.

Маск действительно покупает списанный щит для небольших туннелей:

По любопытному совпадению форма щита отлично подходит для канализационных труб большого диаметра.

И буквально через месяц (видимо, разобравшись, где включать), начались работы. Сотрудники новорожденной Boring Company начинают копать на территории, арендованной для SpaceX – в частности, посреди стоянки.

Весна

Всё активизируется весной (правило для проектов И.Маска, подтверждаемое медициной).

28 апреля 2017 года The Boring Company публикует видеоролик с демонстрацией концепции тоннелей для автомобильного движения

Концепция предполагает:

  • Специальные люки с лифтами на городских автомобильных дорогах для спуска в тоннель и подъёма обратно;
  • Транспортные платформы для автомобилей, которые движутся над контактным рельсом;
  • Скорость движения платформ 200 км/ч;
  • Многоуровневую (до 30 уровней) сеть подземных тоннелей.

Попутно Маск пообещал в 5 раз улучшить характеристики доставшегося ему проходческого щита, ну и по мелочи сообщил что проект будет, конечно же, экологичный, на возобновляемой энергии, дешевле чем обычные дороги и всё подобное, что обычно заявляется во всех таких проектах.

Оставив смех, чуток серьёзно про то, почему концепцией “специального метро для одиночных машин” ничего нельзя улучшить, а можно лишь наоборот.

Время и энергоэффективность

Возить машину, которая является “специальной платформой для перевозки человека”, на специальной платформе – это значит уже на уровне концепции тратить больше энергии. Просто за счёт избыточности системы.

Иначе бы следующим шагом была бы специальная платформа, перевозящая специальную платформу, перевозящая машину.

Всё просто – если машина уже эффективно тратит энергию, то установка её на дополнительную платформу лишь приведёт к росту затрат по всем фронтам – надо будет перевозить бОльший груз (масса платформы добавится), на бОльшее расстояние (машина едет от точки А до точки Б, а в случае с метро добавится поездка от А до ближайшей станции плюс поездка от ближайшей точки выхода до Б), с дополнительными затратами времени и дополнительными затратами мощности.

Нужна будет мощность на поддержание состояния тоннеля (климатический режим, освещение, оборудование путей, системы мониторинга, аварийные системы).

Всё это – даже если не брать в расчёт стартовые затраты на создание туннелей – сделает каждое единичное путешествие “внизу” более дорогим, чем наземное.

Пробки

Пробки на дорогах, которыми пугают, вроде как должны вот-вот закончиться из-за супер-эффективного автопилота. Если так, то непонятно, в чём смысл рыть отдельные и не сравнимые по ширине полосы пропускания с дорогами норы. Ведь те же самые пробки, только гораздо хуже, появятся около тех лифтов, которые будут загружать машины в туннели. Пробки эти будут домножены на гарантированную малую скорость операций по загрузке-выгрузке, подаче лифтов, фиксации машин и прочим “мелочам”, которые неизбежны в случае реальной эксплуатации. Увеличивать скорость операций выше той, при которой находящимся внутри машины комфортно – не получится.

Так что с пробками всё просто – в варианте “специальное метро для отдельных легковушек” они будут, и по времени они будут дольше.

В презентации – подъехал к пустому лифту, он тебя быстро погрузил. В реальности – подъехал, а там очередь из 60 машин, в ней 2 ДТП, потому что очень надёжный он, автопилот Теслы.

Стоимость обслуживания и безопасность

Туннель – сооружение повышенной опасности. Задачи аварийной эвакуации, пожаротушения, решения вопросов с авариями и поломками, обслуживание туннеля – всё это требует сил, денег, энергозатрат, навыков и прочего, что обычно требует некомфортный для инфантильных фантазёров мир взрослых.

Всё это настолько далеко от “начал рыть туннель, а значит дальше всё будет хорошо”, что… да, в общем, разве это может помешать людям верить в очередную сказку?

Волшебные бесплатные кирпичи

Вопрос “а что стало с уникальной SolarCity-черепицей, которая дешевле обычной и плюс генерит электричество – ведь ей тогда, по идее, можно заменить всю остальную черепицу в мире, даже можно электричество не генерить – уже выгода” надо заминать, притом с максимальной скоростью – поэтому внимание инфантильных младецев, гукающих про “скорохайтехприйде, порядок наведе”, переключили на новую идею.

Для борьбы с изматывающими водителей пробками Илон Маск создал компанию, занимающуюся рытьём сети подземных тоннелей. Сейчас одна миля тоннеля обходится как The Boring Company, так и другим строителям примерно в миллиард долларов, но Маск намерен сократить расходы примерно в десять раз за счёт безотходного производства, уменьшения диаметра тоннеля и использования передовых технологий, в том числе спецтехники на электроприводах.

Ждать, пока обычные автомобили научатся летать, или же строить новые наземные дороги Маск не захотел — в первом случае ждать придётся очень долго, во втором дела идут быстрее, но проблемы не решают — шум, грязь и новые пробки никуда не денутся.

Если же быстро и эффективно рыть подземные тоннели, то от пробок можно избавиться довольно быстро. Помимо прокладки тоннелей, компания занята и исследованиями в этой области — именно так специалистам и пришла в голову идея использовать отработанный грунт для производства кирпичей. Ими можно сразу же укрепить арку, новую ветку или использовать их для строительства домов — так инженеры Маска и собираются поступить. Безотходное производство — это модно.

Кирпичи.

Из произвольно выкопанной земли. Которыми сразу же после изготовления укреплять тот же тоннель, где земля и добыта.

То есть копаем специальной штукой, чтобы добыть просто какую-нибудь землю и делаем из неё кирпичи, и они – как обычно – “получаются дешевле обычных и всё удешевляют”.

Очевидно, что теперь любую стройку можно сделать бесплатной – надо просто выкопанную землю превращать в кирпичи и сразу из них же и строить. Огромная экономия на всём – от вывоза породы до закупки кирпичей – очевидна. Да и землю добывать можно дешевле – не закапываться вглубь, а просто с поверхности брать.

Вопрос вида “представляет ли кто-нибудь из комментаторов, как вообще изготавливаются кирпичи” отметается изначально как бессмысленный – потому что будет “да я в игрушке играл в одной, там мышкой тыкаешь и заводик строится, и оттудова они выходят и монетки наверху экрана увеличиваются”.

Отдельно хочется отметить новый тренд верующих в Маска оправдателей – теперь надо говорить не “вовсе-то мы не обосрались”, а “да, здесь это не нужно – а зато на Марсе пригодится”. На Марсе никто не был и там в принципе пригодится всё, так что метод – беспроигрышный. Не выбрасывайте использованные контрацептивы – они пригодятся на Марсе. Порвался носок? Храните, похваливая себя за предусмотрительность и радуясь. Потом, на Марсе, будет ценна каждая мелочь.

Ну и стандартное обещание вида “все туннели копают – а я купил машину для этого дела, посмотрел, и в 10 раз эффективнее можно, легко” – которое предсказуемо займёт место в свалке таких же других обещаний Маска.

Целевая аудитория “верующих в хайтех” также не подводит ожиданий.

Тоннели лучше капать там где в породе кимберлитовых трубок побольше или на худой конец трансурановые руды встречаются. Так заметно прибыльнее выйдет.

(орфография оригинала)

Копал туннель под Мытищами, встретились трансурановые руды. Поговорили с ними, дальше копаем. Всё ОК, хайтех-коммьюнити.

Прорыв июля 2017 – скептики посрамлены

Июль начался с новости, уничтожившей всех скептиков на корню.

Первый тоннель Илона Маска заработает через неделю

Одна из компаний американского предпринимателя Илона Маска — The Boring Company — близка к реализации первого проекта по строительству тоннеля для подземного перемещения автомобилей.

Вполне очевиден тренд реакции на новость в секте маскофилов.

ЧТО ТЕПЕРЬ СКАЖУТ СКЕПТИКИ?

ВОТ И ВСЁ. ВОТ ВАМ И МЕТРО ВАШЕ СОБЯНИНСКОЕ. ВОТ ВАМ И ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛЬНЫЕ. ВОТ, РЕАЛЬНЫЙ ТОННЕЛЬ, РЕАЛЬНО РАБОТАЮЩИЙ. ТЕПЕРЬ-ТО ВСЁ ИЗМЕНИТСЯ. ОН СДЕЛАЛ ЭТО. РЕВОЛЮЦИЯ.

Очевидно, что через неделю акции метрополитена будут валяться на земле так же, как акции Газпрома через неделю после выхода настенной батарейки Powerwall (в мае 2015 года).

Одна лишь мелочь в исходной новости оставалась не до конца объяснённой с точки зрения побед и успехов:

… будет соединять здание основной компании Маска SpaceX в городе Хоторн, Калифорния, с парковкой, расположенной через дорогу.

Через дорогу.

Там 14 (почти 15) метров.

Да…

Ну, ничего. Год копать, вложить миллионы, и концептуальный подземный переход – Маск, в принципе, уже тянет на мэра какого-нибудь украинского города – там с помпой открывают автобусную остановку, например.

Тоже ведь результат.

А главное – теперь можно будет говорить стандартное:

А вот вы говорили, что ничего не работает. Пожалуйста, вот. Видите? Ведь что-то работает. А раз что-то как-то работает, то значит по сути всё работает и идеально. А значит потом доработают и доделают. Без вариантов, иначе быть не может. А я в это верую. А я думаю всё получится – надо нам просто сидеть да ждать, пока всё само собой так классно-то становится – успевай только наблюдать. Какая разница, как оно сейчас работает и какие затраты – всё станет лучше, обязательно.

Да-да, примерно как “ежегодно снижающиеся расходы и увеличивающийся КПД у Теслы” и “постоянное снижение стоимости запусков у SpaceX”.

Продолжение торговли сувенирной продукцией – теперь огнемёт

Так как единственным прибыльным проектом The Boring Company была продажа бейсболок, то мысль и дальше подниматься на торговле сувениркой была очевидной.

Огнемёт, названный для юмора “не-огнемётом”, поступил в продажу в конце января по цене в 500 долларов США за штуку.

Так как никаких реальных достижений у The Boring Company нет, а чем-то имитировать деятельность надо, то сошло и это.

Июнь 2018 года – паника в Чикаго

В июне 2018 года появляется новость о том, что The Boring Company будет строить линию метро в Чикаго. Новость привычно подаётся как

This transformative project will help Chicago write the next chapter in our legacy of innovation and invention

, ну а в маскофильских пабликах, традиционно слабых в технической стороне вопроса и переводе с английского, даже так:

Третья Революция Маска

Решение можно назвать Персональное Метро

Сколько офигенных возможностей это откроет по всем Штатам и всему миру, если они и правда смогут это сделать за такие деньги и быстро… Это голова кружится.

Город Чикаго не тратит ни цента на создание новой траспортной системы

Быстрая и дешевая прокладка туннелей – ключевая обеспечивающая технология для нескольких решений, предложенных Маском для планеты Земля (например, линии Гиперлуп хорошо размещать именно там, и стальные спагетти Лос Анджелеса тоже). Но еще более широкое значение она может иметь на ранних стадиях освоения Марса.

Не акцентируясь на очевидных шутках про психиатрию, произносимые годами мантры “Это он не обосрался, это всё просто пригодится на Марсе, там ведь ничего нет, а значит всё пригодится, а значит если тут что-то не получилось – на самом деле получилось, просто на Марсе и потом” и прочее характерное для маскофилов женско-эмоционально-надрывно-плаксивое – разберёмся в матчасти.

Выигранный тендер и бесплатность

Оригинальный текст выглядит так:

The Boring Company, headed by Tesla and SpaceX CEO Elon Musk, has won a bid to build a high-speed train from Chicago’s O’Hare International Airport to downtown.

В неправильном русскоязычном переводе это почему-то переводится как “The Boring Company выиграла тендер”. Это не так – краткая справка для маскофилов, которые про экономику и процессы в ней имеют представление из роликов А.Навального про уточек и смищные мемчики.

В случае тендера в общепринятом в РФ смысле есть некое число участников, допускаемых до подачи однотипных заявок, в рамках одного временного промежутка, одинаковых правил, и очевидного, заранее опубликованного критерия выбора победителя.

В рассматриваемом же случае время от времени некоторые компании обращались к мэрии Чикаго с предложением решить задачу с трассой от аэропорта, и мэрия рассматривала их варианты индивидуально. И вот в ноябре The Boring Company обратилась, и после, в середине июня, после неких обсуждений и согласований, получила разрешение.

То есть некорректным переводом создаётся ложное представление, что The Boring Company в конкурентной борьбе на неких сопоставимых условиях кого-то победила, предложив вариант лучше, и его выбрали в открытом формате из нескольких похожих. Это не так, просто “за несколько лет разные компании предлагали разные варианты, и этот конкретный решили разрешить”. Такая подтасовка вообще один из характерных “бизнес-приёмов” Маска – вспомним хотя бы историю про строительство в Австралии батарейки за 100 дней – там тоже всё подавалось как “множество пытались, но в честной борьбе разрешили только Маску, ибо предложил уникальное”, а по факту строительство электросистемы началось задолго до объявления начала “тендера” – то есть чиновникам было заранее отлично известно, кого выберут, и они и землю выделили, и разрешения выдали одному из участников “тендера” ещё до начала процесса.

Коррупция – это одна из опор “имитационного хайтеха”, поэтому если посмотреть, то вообще удивительное дело – суперэкономные, суперэффективные и суперпрорывные инфраструктурные решения Маска – которые постоянно экономят деньги (вроде как), дают уникальные возможности (вроде как) – почему-то сплошь вбиваются с подмигиваниями на Хитрых Тайных Условиях куда-то, где есть госбюджет. А глупые-глупые коммерсы почему-то никак не хотят экономить свои деньги. Парадокс.

Позиционируемая бесплатность:

Город Чикаго не тратит ни цента на создание новой траспортной системы. Лишь дает разрешение вести проходку;

Эксплуатацию и обслуживание тоже берет на себе Boring.

также при рассмотрении оказывается достаточно интересной.

Само по себе “город разрешает на своей территории работы, зато городу это ничего не стоит” уже показывает глубину представления о городском бюджете как таковом.

Понятно, что типовой маскофил знает о промышленности из компьютерных игр жанра “заводик мышкой ткнул на карту, и из него начинают единицы железа выползать”, а о городе – по казуальным играм “строй город, проиграть невозможно”, но всё же – само бесплатное выделение участка “Штучная трасса из аэропорта” стоит огромных денег. Это как минимум упущенная прибыль города, который сам мог бы построить там структуру (тут шутка про то, что американский крупный город Чикаго в 2018 году не может решить задачу, которую Москва решила уже достаточно давно), а также доход со сдачи в аренду помещений, торговли, и прочего.

Удивительно, но когда в Москве над выходом из метро строят торговый центр, то все понимают, что монетизация будет за счёт потока потенциальных покупателей. Если анонсировать “Новый ТЦ город разрешил строить бесплатно” – в комментариях будут синие от ужаса Свидетели Жуткого Распила, которые очевидно расскажут про “ну вот это представьте сколько занесли, представьте какие откаты, да чтобы на такое хлебное место влезть”. И это – в случае “ТЦ над выходом из метро”. А тут – одиночная трасса из аэропорта. И к “город за это ничего не взял” – совсем другое отношение, даже удивительно.

Очевидность “сколько в мэрию Чикаго занесли за такое” понятна, но есть и ещё более смешные детали.

Инфраструктурный транспортный объект, являющийся частью городской инфраструктуры, в обязательном порядке – по законам США – страхуется на полную стоимость, начиная со строительных работ. Плюс обеспечивается коммуникациями. Это логично – чтобы не допускать “долгостроев” и снизить процент ситуаций, когда начали что-то критичное типа развязки делать, да в середине фирма разорилась, либо возник конфликт интересов.

Иными словами можно громко подчёркивать, что The Boring Company не требует от города ни копейки – это никак не противоречит тому, что город – по законам США – обязан подтащить коммуникации и застраховать всё мероприятие. Говоря проще, все риски срыва строительства лягут на бюджет страховщика, а ему заплатит город. У города есть статья расходов на такие риски. А The Boring Company да, с города ничего не берёт. Всё честно. Но, пардон, это же немножко отличается от “Всё-будет-бесплатно”?

Немного, конечно, огорчает отсутствие в этом проекте стандартных мантр про

Всё будет покрыто солнечными панелями от фирмы брата Маска!

Всё будет не расходовать электричество, а генерить его!

А жаль, они ведь годами так здорово декларировались и так успешно реализовывались каждый раз, от гигафабрики, к которой не идёт ни одного кабеля снаружи, всё своё, всё на маскобатареях и маскопанелях до полностью автономных домов на батарейках Powerwall, которые просто продают излишки мощности в городскую сеть и пассивно приносят огромные деньги спокойно лежащим на диване и посмеивающимся владельцам.

Что интересно, рассказы о “всё будет дёшево, один выстрел лазера – менее доллара США” и прочие жанра “Раз ТАМ делают, то для людей, а значит всё будет шикарно” даже не обращают внимание на то, что в тексте про итоговый ценник сказано так:

According to The Boring Company, fares have not been finalized, but “will be less than half the typical price of taxi/ride-share services, though higher than the Blue Line.”

Цен т.е. нет, но “будет дешевле такси”. Не, ну мы люди все взрослые, и понятно, что почти всё в мире дешевле такси из аэропорта. Если взять текущую стоимость, то полцены такси из аэропорта Чикаго – это примерно 25-30$. Это для билета на микроавтобус норного базирования как-то много. За 160 километров в час в норе? А зачем? Кто аудитория – те, кому не хочется на обычном метро аж на 20 минут дольше (зато за 5 баксов), но нет 50 долларов на такси? Это что за люди такие специальные? И откуда их столько взять планируется?

Техническая сторона вопроса

Перейдём к техническим деталям.

Пассажиры будут перемещаться в 16-местных транспортных средствах, движущихся со скоростью 100 миль в час (161 км/ч) по пройденным The Boring Company тоннелям шириной 12 футов (3,7 м), расположенным под землей на глубине 9–18 м.

Skates will leave each station as frequently as every 30 seconds, operating 20 hours per day, seven days a week.

Each battery-powered electric skate has been based on the Tesla Model X, and will be mechanically confined to a concrete track.

Очередная смена концепции (вы ещё скажите, что дескать у Маска и не было технической концепции, а была стандартная тема “Главное громко заявимся, а потом как-нибудь выкрутимся”). Вместо супер-технологичных капсул гиперлупа нас ожидает микроавтобус (!!!) на шасси Model X (легковушки !!!!!), едущий не по рельсам, а по бетонному полу по прямой, цепляясь за две канавки в бетоне. Что ж, это ослепительный хайтех, до мелочей. Очевидна и экономия на дизайне (зачем делать микроавтобус, если можно просто салон поставить на шасси от легковушки – вопросы практичности и эффективности понятны), а также понятно, куда девать шасси от полуфабрикатов “салон ModelX не готов” – ставить сверху коробку “потеснее и подешевле, чем в Model X”, да норм. Про избыточность конструкции – ну, когда шасси от легковой машины категории “спорткар” ценой под полторы сотни тысяч долларов, с раздельным приводом на колёса, с “автопилотом” и прочим, ставится на задачу “кататься по прямой по ровному полу” – вопрос так же риторический. Очень эффективно, конечно, выйдет.

Далее, по задумке автора тележки будут ехать по туннелю два раза в минуту. При максимальной загрузке – это если туда набьётся 16 человек (кстати, это ж из аэропорта – значит, ещё и багаж, т.е. номинальная загрузка в плане количества людей в реальности будет ниже – багажного отделения в ситуации “в салоне 16 человек вместо пятерых” не планируется) – вся максимальная теоретическая 100%я полоса пропускания всей системы – 1920 человек за час.

Это сильно меньше пассажиропотока даже очень небольшой ветки типового “метро до аэропорта”. Любой аэроэкспресс уделает эту тему в тряпки, и это не считая плюсов “в аэроэкспрессе можно встать и походить, в окна посмотреть, купить фигню пожрать-попить и ноги вытянуть”. Всего этого в варианте “маршрутка Маска скрипит в норе” нет в принципе. Не, я понимаю, что целевая аудитория маскофилов будет жрать и чавкать, но вообще это получается менее комфортно, чем эконом-класс у обычного аэроэкспресса. В чём прикол снижения качества за счёт роста цены?

Если взять для сравнения давно уже бегающий гонконгский Airport Express, то у мероприятия Маска выйдет провал по всем пунктам. Гонконгский Airport Express проходит большее расстояние, с несколькими остановками – притом по сложной трассе, включающей в себя подводный тоннель. Он в несколько раз более ёмкий по количеству перевозимых пассажиров, при этом комфортнее и дешевле. Хайтех-решение Маска от середины 2018 года вчистую проигрывает ординарному современному поезду из аэропорта.

Вопросы безопасности также интересны. Маск, судя по декларируемому диаметру тоннелей, как купил в 2016 году б/у проходческий щит, так и продолжает его использовать (кстати, в том же 2016м году он обещал “в десяток раз улучшить эффективность и скорость проходки тоннелей”, а также “всё будет бесплатно, потому что стены тоннелей будут из кирпичей, сделанных из земли, остающейся от выработки” ну да ладно, это он всегда обещает, и всегда заканчивается как обычно – не суть).

Вопрос в том, что в узком тоннеле, плюс без рельс, плюс “на перегруженном шасси от легковушки”, просто особо тяжёлом (Model X и так две с гаком тонны, а плюс салон микроавтобуса и пассажиры – под 4, и это на шасси легкового авто – изящество инкассаторской “Нивы” на льду будет) – риски “чуток управление сбилось и втёрлись в стену, ибо инерция и всё такое” будут неслабыми. И спихнуть на стандартное для Теслы “ой, это глупый пассажир в последний момент ПЕРЕХВАТИЛ УПРАВЛЕНИЕ И ДАВАЙ В СТЕНКУ ТЫКАТЬСЯ” не выйдет. Пожар в таком тоннеле – кошмар, пожар литий-ионной батарейки весом от тонны – очень кошмар. Да, и другие машинки раз в 30 секунд подлетают. Они не на рельсах, они по бетону катятся – и тяжёлые, и быстро.

Обещанная скорость перемещения также интересна. Сто миль – это для Model X немного, она и быстрее может. Вопрос в том, что такая скорость наглухо перечёркивает всю революционность и прочее. Тележки будут ехать просто как перегруженные Model X – каковыми и являются.

Вопрос – а почему? Где тайные технологии, постоянное развитие и удешевление, оптимизация и прочие сказочки, муссирующиеся годами? Ведь постоянно всё становится лучше и проще, дешевле и лучше, быстрее и экономнее. Почему перегруженная рама Model X едет именно так, как перегруженная рама от Model X? В чём тогда прикол схемы? Где прорывы? Там же, где более 10 лет уникальные по параметрам тесладвигатели и теслабатарейки, перевернувшие мир технологий?

Если всё так медленно, то в чём прикол того, что это будет в тоннеле, например? У гиперлупа хотя бы отмазка была – дикая скорость, поэтому сопротивление воздуха очень сильно влияет. А тут-то что? 160 километров в час? Там сопротивление в варианте “на поверхности” будет куда как менее влиять, чем в тоннеле сопоставимого с машиной диаметра. Т.е. в тоннеле невыгодно просто, проще поверху. И дешевле и экономнее. Решение технически вообще продумано или “у нас есть проходческий щит, поэтому всё будем рыть и точка”?

Есть также очевидный вопрос про зарядку. Если тележки будут туда-сюда сновать весь день, то вспомним, что шасси Model X тянет номинальных 600 километров. Перегруженное, безусловно, тянет меньше. Сопротивление в тоннеле добавляет затрат мощности. Соответственно, в промежутках между поездками надо будет подзаряжать тележки, ну или они не будут держать целый день поездок туда-сюда. Декларируемые 20 часов, минус посадка-высадка – это точно больше 1 заряда батареи. Следовательно постоянные циклы зарядки-разрядки, плюс время на это. Ну либо просто больше тележек надо – каждая из которых, напомню – недоделанная Model X, которую планировалось продать за 120К+ долларов США. Немножко дорого и нерационально выходит вся схема.

Впрочем, все эти вопросы – риторические.

Итог по проектируемому метро в Чикаго

В сухом остатке имеем:

Система в идеальном случае перевозит менее 2 тысяч человек в час. Тезис “снимет транспортную задачу до аэропорта”, следовательно, не является истинным.

Ценник будет сильно выше метро (оно идёт 35 минут и стоит 5 баксов, а эта система будет идти 12-15 минут и стоить 25-30 баксов) при том, что никакого особого преимущества предоставлять не будет – просто очень быстрый микроавтобус, турбошахидтакси.

Ценник выходит на поездку из аэропорта с уровнем комфорта менее чем в эконом-классе аэроэкспресса – под 1600-1900 рублей на наши деньги. Можно спеть мантру о том, что в США все миллионеры, поголовно, но как перестать думать о тезисе “технологии постоянно всё удешевляют”, если эта стартовая цена уже выше бизнес-класса в аэроэкспрессе? Как так, ведь по легендам всё технологичное и постоянно удешевляется?

Технологичность и ультрапрорывы оказались просто эпичными – вместо капсулы из фантастических фильмов берём шасси серийной машины, вместо гиперлупа с левитацией – бетонная дорожка с колёсиками, вместо ультраскорости – 160 км/час, вместо всепланетных масштабов и линий через горы и реки – “прямая от города до аэропорта”, вместо “всё бесплатное и на солнечных батарейках” – дорогие билеты и “всё будет запитываться от городской электросети”. Что происходит? Что именно за эти 10 с гаком лет постоянно секретно разрабатывается, улучшается, рвёт реальность и творит будущее, меняя мир и прорывая прорывы, если в июне 2018 предлагается вот это вот? Куда, при малейшем приближении к реальности, теряется всё то, за что люди любят смотреть презентации Маска? Откуда такие ординарные технические характеристики, не говоря уж о высоком ценнике?

Может, кто подскажет?


Это - статья из мини-цикла "Прикладная маскология", в котором есть и другие: